Унитарное государство (от лат. unitas — единство, единый) — самая распространенная как в прошлом, так и на современном этапе форма территориально-политической организации страны. Подавляющее большинство национальных государств сформировались за унитарным принципу, то есть односложными за административной структурой, элементы которой — административно-территориальные единицы являются частями государственного целого. В. д. не зависит от формы политического устройства — республиканского или монархического, так же как и от типа политического правления или режима — демократического, авторитарного или тоталитарного. Унитарными были как абсолютистские монархии Европы, так и восточные азиатские деспотии. В. д. зато имеет определенные особенности относительно системы административного управления. В отличие от федеративного государства, где существует три уровня управления — федеральный, субъекта федерации и местный, в В. д. действуют только два уровня — общенациональный и местный. Если в федеративном государстве принцип унитаризма действует на уровне субъекта федерации — штатов, земель, провинций и т. п, то в. д. полномочия делегируются центральными органами власти территориальным органам самоуправления. В. д., независимо от того, централизованная или децентрализованная, демократическая или недемократическая, характеризуется наличием единой системы органов власти и правосудия, руководствующихся едиными правовыми и конституционными нормами права. Принцип унитаризма предполагает, что все управленческие образования с верху до низу подчинены правительству и являются его административными подразделениями. Полномочия местных органов власти регламентированы и контролируются центральным правительством. Правда, в последнее время под влиянием идей и принципов субсидиарности, то есть разграничение полномочий между различными уровнями власти таким образом, что к компетенции высших эшелонов передаются лишь те полномочия, которые они выполняют лучше, чем ниже, наблюдается тенденция к увеличению местной демократии. Последнее сопровождается процессами децентрализации управления. Она характерна для стран с устоявшимися демократическими традициями и развитым местным самоуправлением. Поэтому, как отмечают исследователи, унитарное устройство не обязательно предполагает жесткую административную вертикаль, а в значительной степени зависит от характера государственного правления: так, демократические режимы с унитарным государственным устройством функционируют на принципах децентрализации управления, тогда как страны с авторитарными или тоталитарными формами правления независимо от форм государственного устройства тяготеют к жесткой централизации управления. В истории государственных систем можно наблюдать несоответствие конституционно закрепленных форм государственного устройства и их реального воплощения. Типичным примером в этом смысле является опыт СССР. Формально эта государство считалась федерацией, но на практике это была страна с унитарным и жестко централизованным устройством.

В целом централизация управления как одна из характерных признаков. д. сыграла и играет положительную роль во время образования национальных государств, кризисных периодов развития общества и страны, войн и тому подобное. Это позволяет лучше мобилизовать ресурсы для реализации определенной исторической цели, например, для индустриализации экономики, в борьбе за независимость, восстановление разрушенного хозяйства в результате войны и тому подобное. Но при условии нормального развития централизация как признак У. д. теряет свои преимущества, мало того, на определенном этапе тормозит экономическое развитие страны. Поэтому не случайно в последние десятилетия во многих странах с унитарным устройством, в частности таких, как Великобритания, Италия, Франция, все четче проявляется тенденция к децентрализации, наделения местных органов самоуправления более широким объемом властных прерогатив и полномочий. Так, в Великобритании достаточно широким объемом полномочий обладают Шотландия и Уэльс, в Италии — Сардиния и Сицилия, во Франции — Корсика. Несмотря на то, что процессы децентрализации становятся все крепче в В. д., это не меняет главного принципа унитарного устройства, согласно которому исполнительная вертикаль власти выстраивается с верху до низу. Децентрализованная система управления в таких условиях способно вносить любые изменения без согласия на то со стороны центральных органов власти.

Сейчас специалисты считают, что децентрализация управления — это путь к федерализации государственного устройства. За пример можно взять Испанию — страну, чья форма правления определяется как конституционная монархия. Однако в результате принятия конституции 1978 г. некоторые исторические провинции, такие как Страна Басков, Каталония, Андалусия и Галиция, получили значительные права автономии при сохранении сильных позиций административного и политического центра. Эти провинции имеют свои провинциальные правительства и наделены широкими полномочиями территориального самоуправления. Учитывая упомянутые процессы ученые приходят к выводу, что современная Испания как бы занимает промежуточное положение между унитаризмом и федерализмом. В результате реформы государственно-административной системы в 1962-1993 годах. с В. д. на федеративную превратилась Бельгия, хотя основанием для такой трансформации послужила не управленческая целесообразность, а наличие конкурирующих этнолингвистических групп — франкоязычной Валлонии и фламандськомовної Фландрии.

Относительно Украины, то, согласно ст. 2 Конституции, она есть У. д. Вместе с тем в ее составе находится автономное образование — Республика Крым. Наличие этого дает основания специалистам рассматривать Украину как напівфедеративну государство. По аналогии с Испанией можно сказать, что она также занимает промежуточное положение между унитарным и федеративным типом государственного устройства. Одновременно следует отметить, что Украина, присоединившись к Европейской конвенции о местном самоуправлении, сохраняя конституционный статус. д., стала на путь децентрализации управления, то есть движется в направлении современных тенденций системы государственного управления.

История государства и права Украины: В 2 ч. — М„ 1996.

Л. Шкляр