Халифат (араб. — преемственность) — 1 ) идея об организации общества и государства в мусульманской политико — правовой мысли; 2) характеристика формы правления в некоторых мусульманских странах с VII века. сей день — так называемое консультативное правления, теократия.

X. как идея сформировался в XI — XIV вв. X. в исламе определяется прежде всего не как политический институт, а как функция верховной власти. Наследование миссии пророка по защите веры и управление земными делами с целью поддержания порядка и справедливости. Выдающиеся создатели идеи X. — аль-Маварді (974-1058), аль-Ферр (пом. в 1066), аль-Джувейни (1028-1085), Ибн-Халдун (ум. в 1405), Ибн-Джемана (пом. в 1416).

В суннитской доктрине X. суверенитет имеет народ, который через совет авторитетных юристов — теологов (муджтахидів) — шуру избирает монарха и первосвященника-халифа, заключает с ним договор и контролирует его выполнение. Халиф имеет абсолютную исполнительную власть, но ограничен нормами шариата. Законодательные функции он может осуществлять только вместе с шурой. Нарушение халифом договора освобождает народ от повиновения ему. Роль шуры как института власти и определяет X. как «консультативное правление». В XI ст. возникла идея об отделении X. (духовной власти) от султаната (светской власти). В середине XIX века. вместо идеи о всемирном X. появляется идея імаматів — суверенных мусульманских государств.

Шиитская доктрина (имамат) провозглашает, что носителем суверенитета и абсолютной власти в государстве есть монарх-первосвященник, непідзвітний народа; его лицо является священной, сущность и цель государства есть непізнанними. Власть передается согласно завещанию имама в роде потомков Али, зятя Мухаммеда.

X. как государство сложился в результате преобразования Мухаммедом (бл. 570-632) в государство мусульманской общины г. Ясриб (Медина в современной Саудовской Аравии) в 20-х годах VII века. Мухаммед сконцентрировал в своих руках духовную (имамат) и светская (эмират) власть, но важные решения принимал после совещаний с шурой. После его смерти правитель мусульманской общины стал называться халиф Разул ал-Аллах (наследник пророка). X. считался всемирным исламским государством. Первые халифы избирались мусульманской знатью среди ближайших родственников и сподвижников Мухаммеда. Постепенно X. превратился в наследственных (по завещанию) или узурпированное монархическую форму правления.

В 632 — 661 гг., в течение правления первых четырех (так называемых праведных) халифах было осуществлено политическое объединение Аравийского полуострова. В VII — первой половине VIII века. к X. вошли Ближний Восток, Средняя Азия, Закавказье, Северная Индия, Северная Африка, Юго-Западная Европа. Столицами X. были Мекка и Медина (661), Дамаск (661-750), Багдад (750 — 1258). В VIII веке. X. был разделен на административно-военные единицы — эмираты; эмиры назначались халифом. Суд был отделен от администрации и подчинены шуре. В IX в. власть халифов было ограничено: исполнительная власть перешла к их заместителей — великих визирей; духовная и судебная власть — к главному кади (верховного судьи); власть местных руководителей (эмиров и султанов) стала наследственной. В 945 году багдадский халиф был впервые лишен светской власти, но сохранял духовную власть над суннитами (кроме Пиренейского полуострова и Северной Африки). В Х — ХІ веках. Багдадский X. охватывал лишь часть Ирака и Ирана, а в 1258 г. был завоеван монголами. В 929 — 1031 гг. на Пиренейском полуострове существовал Кордовский X., в 785-985 гг. в Северо-Западной Африке — Марокканский X., в 1261 — 1517 гг. в Северо-Восточной Африке — Каирский (Египетский) X. С 1517 до 1923. X. считалась Османская империя. Османский X. был отменен декретом президента Турецкой Республики 1924 года. Сейчас идея X. как «консультативного правления» используется для идеологического обоснования различных форм правления (республики, абсолютной и конституционной монархии, теократии) в странах, где ислам провозглашен государственной религией.

Бартольд В. Работы по истории ислама и Арабского халифата — М., 2002; Большаков А. История халифата: В 3 т. — М., 2000; Григорян С. Средневековая философия народов Близкого и Среднего Востока. — М., 1966; Грюнебаум фон Г. Классический ислам. — М., 1988; Ислам. Религия, общество, государство. — М., 1984; Ислам и власть. Сб. статей. — М., 2001; Лэн-Пуль С. Мусульманские династии. — СПб., 1899; Нерсесянц В. История политических и правовых ученый. — М., 1996; Сапронова Н. Государственный строй и конституции арабских государств. — М., 2003; Социально-политические представления в исламе. История и современность. — М., 1987; Сюкияйнен Л. Концепция мусульманского государства: доктрина и реальность // Критика бурж. полит, и прав, концепций. — М., 1984; Фадеева Ы. Концепция власти на Ближнем Востоке. — М., 2001; Хачим Ф. Вопросы государства и права в идеологии исламского фундаментализма // Правоведение. — 2000. — № 1.

А. Кресин