РЕТРОСПЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В СОЦИОЛОГИИ — совокупность наук, средств познания, используемых для конкретизации или реконструкции социальных явлений и фактов прошлого. Широко используются в ретроспективной социологии (см. Протосоціологія). Ретроспективные исследования имеют определенную традицию и сегодня характерны для такого опыты, направления, как истор. социология (изучает развитие различных типов обществ и ин-тов, разрабатывает методы анализа истор. данных и др.). В мікросоціології разрабатывались средства ретроспективной социометрии. Исследования Ф. Тьонніса основывались на анализе истории развития европейской культуры от общин к современному типу общества. «Идеальные типы». Вебера выяснили социальные механизмы групповой и индивидуальной поведения и родства между протестантской моралью и «духом капитализма» (то есть зависимостью между мировосприятием и профессиональной деятельностью людей). А. Вебер в своей социологии истории анализировал истор. типы культур, каждая из которых рассматривалась через процесс взаимодействия таких ее элементов, как соціол., культурный и цивилизационный факторы.

Система Г. м. в с. охватывает принципы и методы социального прогнозирования, часть методов соціол. исследования, некоторые общ. наук. и специальные методы конкретных наук (лингвистики, этнографы, демографы, статистики и др.), соответственно трансформированных и адаптированных к познавательным объектов протосоціології.

Историко-сравнительный метод дает возможность изучать социальные объекты с учетом времени, пространства, условий их становления, развития и взаимодействия с другими объектами. Это дает возможность сравнивать их свойства и характеристики на разных этапах эволюции. Напр., развитие традиций и их место в жизни современного общества.

Важным Г. м. в с. есть системный анализ, согласно которому объект рассматривается как социальная система или ее структурный элемент (общество, его экон., полет., правовые, социально-структурные и др. подсистемы или их элементы), их изучение или реконструкция требуют анализа закономерностей, функциональных связей и причинно-следственных зависимостей, порожденных законами этих систем. Это обеспечивают методы структурно-функционального анализа.

Структурно-функциональный анализ дает возможность изучать в исследуемой социальной системе ее существенные, определяющие и производные, второстепенные структурные компоненты, их связи и взаимозависимости как внутри системы, так и с внешними объектами. Напр., исследование места и роли вонял в социальной или экон. структуре Киевской Руси.

Эффективным средством упорядочения массовых эмпирических данных в ретроспективных исследованиях является типологический метод. Он обеспечивает классификацию социальных явлений, их структурных или функциональных особенностей, а также распределение этих явлений на основе общих признаков, на определенные группы (классы) — типы. Тип — узаг. идеализированная модель существенных однопорядкових признаков, присущих исследованным объектам. Такая модель позволяет изучать подобное и отличное в явлениях, предвидеть тенденции их развития в перспективе, предполагать или прогнозировать существование еще не известных науке объектов и на основе уже существующих типов гипотетически определять их характеристики в прошлом, а с их открытием — предвидеть тенденции их развития, или какие-то особенности в перспективе. Познавательное значение этого метода показал М. Вебер в своей концепции «идеальных типов». Типол. метод обеспечивает классификацию и типологизацию социальных явлений и дает возможность познать их сущностные характеристики и закономерности — как актуальные так и прошедшие или будущие.

Одним из важнейших источников соціол. информации о прошлом является истор. документы. Документ — это конкретный текст, материализованный в языково-знаковой системе, которая содержит определенные сведения или данные (материалы) и служит для фиксации, передачи или сохранения информации о явлениях, процессах и их характеристики.

Метод анализа документов в протосоціол. исследованиях является наиболее информативным с т. из. количественного и качественного обеспечения эмпирического соціол. материала, непосредственно связанного со своей эпохой и п субъектами. Такими истор. документами являются историографические материалы (гос. документы, труды историков, мыслителей, участников или свидетелей событий), разнообразные письменные источники наук, характера (филос., истор., летописные, геогр., лит.-худ., публицистические, генеалогические и др. произведения), фольклорные материалы (мифы, легенды, героический и бытовой эпос, истор. песни, думы, былины и др.), архивные, статист., прессовые данные, личные документы и прочее. Дополнить эту информацию можно через анализ предметов материальной культуры и быта, изучение изобразительного и графического материала (скульптура, живопись, фрески, иконография, карты, схемы и др..). Ведь каменный или бронзовый топор дает возможность для разработки весьма вероятных гипотез о системе социальных отношений, верований, нормы социальной жизни их создателей.

При наличии определенного массива документов можно использовать контент-анализ, который дает не только качественную, но и количественную информацию о социальные явления определенной эпохи (социальные установки и ориентации автора текста, отношение к определенных ценностей и норм, выявлению их содержания и т. д.).

Анализ документов дает разностороннюю информацию о сообщества, социальные нормы, ценности, социальную структуру, систему социальных отношений в данном обществе или его подсистемах и много др., что дает возможность разработать систему индикаторов и показателей, через которые можно обнаружить другие — латентные социальные явления, не упоминаемые в документе, создавать массивы вторичной информации. В то же время при работе с документами следует учитывать уровень их надежности, свести к минимуму имеющиеся элементы субъективизма или неточности за контроль и проверку сообщенных данных и тем самым гарантировать объективность и достоверность эмпирического материала, на основе которого будут проанализированы соответствующие социальные явления.

В реконструкции соцієтальних феноменов прошлого существенное значение имеют методы экспертных опросов, которые помогают дополнить нехватку эмпирического материала и избавиться от профессиональной односторонности при их анализе. Экспертные опросы компетентных специалистов (историков, археологов, культурологов, лингвистов, этнографов, психологов, представителей других отраслей науки и практики), которые исследуют развитие различных сфер человеческой жизнедеятельности, дают возможность поставить иначе опыты, проблемы, генерировать новые идеи, гипотезы, направления поисков, находить новые средства, принципы и пути их решения.

Методы ретроспективного предсказания относятся к наиболее эффективных средств познания социальных явлений прошлого. По сути, это методы и техника прогнозирования будущего, развернута и адаптирована соответственно на исследование прошлого. Знание закономерностей и существенных характеристик объектов позволяет предвидеть их развитие в будущем, а следовательно, методол. на этом основании возможен и «обратный» вариант: использование этих методов для исследования прошлого, то есть как методов ретроспективного предсказания. Эти методики достаточно сложны по своей структуре и интегрируют методы и технику исследований многих наук. Напр., исследование прошлого путем экстраполяции (перенос выводов или характеристик из одной части явления на другую или на всю их систему) или моделирования (создание определенного образца социального явления модели оригинала, его детальное исследование), которое при определенных условиях может дать более полные знания о конкретный социальный объект, который изучался как модель. К Г. м. принадлежит реконструктивный метод, когда на основе определенных отрывков, частей или фрагментов исследователь мысленно или реально воспроизводит целостный объект (теорет. реконструкция системы социальных отношений, социальных норм, ценностей прошлого др).

Реверсивный метод состоит в том, что в основе достоверного знания о состоянии и особенностях определенного социального явления в настоящее время исследователь, учитывая его параметры, переносит эти характеристики и тенденции с зафиксированного времени в прошлый, более ранний. Это дает возможность проследить развитие данного явления во времени и пространстве. То есть гносеол. сущность принципа (и метода) реверсивности заключается в обратном воспроизведении генезиса явления от современного к прошлому. (В этом контексте понятие «современное» следует понимать относительно хронологии эпохи, в которой исследуется данный социальный объект).

Метод превентивного ретроспективного предсказания дает возможность исследователю соцієтальних процессов прошлого проверять гипотезы относительно возможных или вероятных форм деятельности и поведения социальных субъектов за условий и обстоятельств, которые складывались в пределах определенного истор. времени и пространства в обществе, его подсистемах, конкретных сообществах и др.

Конечно, рассмотренные методы ретроспективной социологии не исчерпывают всей ее методико-техн. системы, однако следует отметить, что в нашей соціол. литературе они практически не разрабатываются и остаются вне поля зрения специалистов, занимающихся проблемами методологии, методики и техники соціол. исследований и социального прогнозирования. А тем временем обращение к изучению социальных явлений прошлого, в т.ч. и в истории рус. общества, крайне нуждается совершенных, надежных и эффективных методов ретроспективных соціол, исследований.

Также плодотворными средствами познания социальных процессов прошлого являются методы отдельных наук, напр., лингвистики — науки о языке. Язык как существенный элемент культуры этноса тоже содержит в себе богатый инф. материал о многочисленные социальные явления и процессы, которые происходили на разных этапах его развития: взаимовлияние культур, воспроизведение в языке характерных для этноса форм практ. и духовной деятельности, социально-психол. черт, менталитета, временных, пространственных, социальных, культурных и др. факторов, которые обусловливали процесс истор. формирования и развития народа. Уже семантика слова, его первоначальный смысл и значение и их изменение во времени) много могут раскрыть исследователю — истоки, культурно-диффузионные процессы, контакты с другими народами и т. п. в истории каждого этноса, а т. зв. историзмы — слова, вышедшие из употребления и означают процессы и явления уже не существующие, помогают воссоздать (реконструировать) их реальные аналоги (напр., «смерд» — крестьянин, «холоп» раб, «тіун» — сборщик налогов). При исследовании рус. былин мы обнаруживаем слова времен Киевской Руси, которые удостоверяют, что языком повседневного общения был давньоукр. язык (напр., «паробок», «русские всадники», «дружина хоробрая», «оратай» и др.).

Существенным источником для протосоціол. знания есть этнография и ее отдельные методы. Этнография изучает генезис этнических общностей, их быт, особенности повседневной культуры и систему социокультурных отношений, социальных норм, ценностей, традиций, обычаев, нравов и тому подобное. В сотрудничестве с другими науками она занимается воспроизведением этнической истории и дает богатый материал для соціол. исследований. Это стало одной из причин абсолютизации возможностей этнографии и ее методов и способствовало появлению етнометодології — теорет. и методол. направления в амер. социологии, а ее автор Г. Гарфинкеля універеалізував методы этнографии и социальной антропологии и пытался противопоставить их соціол.

Эффективность изучения социальных проблем прошлого зависит от комплексного использования различных методов ретроспективного анализа. Это делает возможным раскрытие генетических эндогенных и экзогенных истоков исследуемых социальных объектов, их уникальность или изменение в результате диффузионных процессов взаимодействия культур, дает возможность проследить их развитие от первичных форм к образованию сложных систем и т.д.