Зенон из элеи (ок. 490 — ок. 430 до н. е.) — древнегреческий философ, представитель елейської школы, основатель диалектики как правності в толковании противоречий или искусства ставить вопросы и искать на них ответы (по свидетельству Аристотеля). Один из наиболее самобытных учеников Парменида и продолжателей его учение о неизменной сущности истинного бытия (его единство) и иллюзорность всех изменений и различий, которые воспринимаются чувственно. За Зеноном, истина сущего виявна только на уровне мышления, чувственный же опыт ведет к проявлению множественности вещей, их разнообразия и изменчивости между данными опыта, с одной стороны, и их рациональным осмыслением в мнении — с другой, была выражена Зеноном в форме так называемых апорий (греч. арогіа — безвыходное положение, недоразумение — форма выражения противоречия между наблюдением явлений и их рефлексией в уме) относительно опровержения движения, множественности, чувственного восприятия. Общеизвестны четыре апорії Из. Е., направленные против возможности движения: «Дихотомия» (деление пополам), «Ахиллес и черепаха», «Стрела, что летит», «Стадий». У них приходилась непостижимость мышления и бытия — его не существование. Так, апорія «Ахиллес» фиксирует, что вопреки чувственному опыту самый быстрый никогда не догонит самого медленного. Ахиллес не догонит черепахи, так как пока он пробежит расстояние, которое их разделяет, она все же успеет проползти некоторый отрезок, когда же он его пробігатиме, она снова немного отползет и так будет всегда. В апориях Из. Е. речь идет о соотношении конечных и бесконечных величин. Трудности этого соотношения особенно виявні тогда, когда имеем дело с непрерывными величинами, непрерывность которых делает их делимыми до бесконечности. Такими величинами являются время, пространство и движение. Причиной парадоксов 3. Е. является то, что он, непрерывно оперируя величинами, стремился воссоздать из них непрерывные величины. А это действительно невозможно, поскольку пространство — это не сумма точек, а время — это не сумма моментов, движение — это не сумма простых переходов от точки к точке: таким был результат рассуждений Зенона. Точки и моменты можно только интегрировать, а не добавлять. Апорії Из. Е. были началом опытов о соотношение целого и части, конечных и бесконечных частей, они существенно повлияли на развитие логического мышления и разработку логических процедур доказывания.

Античные философы. Свидетельства, фрагменты, тексты. — К., 1955; Асмус В. Ф. Античная философия. — М., 1976; Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М., 1979; Татаркевич В. История философии: Античная и средневековая философия. — Львов, 1997; Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. — М., 1991.

А. Черний