Идеал — за гносеологічною и социальными функциями — это специфический тип цели, который определяется интересами государств, наций, классов, слоев, партий или отдельными суспільствознавцями (как правило, утопический идеал). Это синтез частичных идеалов (экономического, политического, морального, правового и тому подобное), когда в системной форме создается образ совершенного общественной жизни.

И. возникает вследствие неудовлетворенности определенных слоев населения существующим общественным строем и позиционируется в пространстве и времени. Первые утопии (Платона, Т. Мора, Т. Кампанеллы) располагались на погибшем материке, неизвестном острове. Временными координатами И. есть прошлое или будущее. В античности и в средние века И. видели в прошлом (золотой век, рай). Золотой век должен вернуться и в будущем, но не в чистом виде, а наряду с адом. Решительная смена представлений о И., переориентация только на будущее происходит в Новое время — период развития капитализма и теории прогресса как его отражение. Идеальное состояние общества такой, в котором устранены негативные черты реального общественного бытия, нет противоречий между людьми, прежде всего классовых: угнетения, эксплуатации человека человеком, имущественного неравенства, возникает общество братства, свободы, равенства людей. Содержание И. — вполне положительный, выполняет определенную мировоззренческую функцию. И. реализуется частично, в той мере, как это позволяет природа человека, общества. В идеале человек способен на большее, чем на самом деле. Ибо человек — двойственная и противоречивая существо, носитель добра и зла, положительного и отрицательного. А в И. имеются только положительные черты, добро. Поэтому И реализация. происходит лишь частично, всегда определенным образом деформируется под воздействием реальных негативных черт человека. Если же его невозможно реализовать, то это — утопия. Различие между ними бывает различной, вплоть до отречения. Тогда И. — вполне утопический. В Европе Нового времени существовало два типа И. — капитализма и социализма. Капитализм осуществился в развитых странах. Попытка же построить социализм наряду с капитализмом оказалась утопией. Однако дальнейшее развитие самого капитализма путем социально-демократических реформ стал реальным воплощением основных черт социалистических идей. В истории феномена И. выделяют два этапа: «расцвет идеала» и «упадок». Так, в XX веке. происходит изменение в соотношении капиталистического и социалистического И., что обусловлено влиянием трех факторов: 1) развитые страны И реализовали. насколько это возможно сделать на Земле, поэтому у них большие И. отсутствуют; 2) в «отсталых» странах нет оснований для надежд, так и для И.; 3) для полного воплощения И. нужное представление о предела прогресса или регресса. «Переходные страны» колеблются между желанием реализовать идеалы развитых стран и ограниченными возможностями догоняющей модернизации. И здесь возможен путь к фундаментализму, который направлен в прошлое.

На основе общественного И. формируются идеалы социальных групп, слоев, личностей, которые могут весьма существенно отличаться от И., определенного обществом и закрепленной в конституции страны.

Г. Дашутин