ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ

Создание и развитие воздушного
транспорта в наибольшей степени соответствует функционированию хозяйственного и
общественной жизни в отдельных странах, регионах и мире в целом. Он взял на себя
важнейшие задачи интернационализации и глобализации всех сторон человеческой
деятельности во второй половине XX века. Главное преимущество воздушного транспорта —
скорость сообщения, охвата его деятельностью практически всей территории
земного шара. Это сближает функции воздушного транспорта и телекоммуникаций, где
главное — доставка информации или ее творца — человека. Вместе с тем авиаперевозки
обеспечивают перемещение только самых ценных или срочных грузов —
продукции наиболее квалифицированной деятельности науки и промышленности.

Воздушный транспорт до последнего времени
развивался преимущественно как специализированное средство пассажирских перевозок. Доля
воздушного транспорта в мировом грузообороте всех видов транспорта очень мала
и составляет менее процента. Однако его роль в доставке срочных грузов вне
конкуренции, а в условиях глубокого международного разделения труда это имеет большое
значение. Он все больше осваивает большие перемещения грузов; например, тяжелый
транспортный самолет «Мрия» выполняет задания различного характера: научные,
природоохранные, противопожарные, спасательные, монтажные, полицейские и т.п. Они
будут расширяться с созданием новых типов и поколений самолетов и
вертолетов, других видов воздушных средств. Все это расширяет перспективы
рост воздушного транспорта. В наше время идет процесс формирования персональных
летательных средств, насчитывающие сотни тысяч единиц. В структуре пассажирских
авиаперевозок преобладают внутренние рейсы, на которых в 1995 г. было перевезено
71 % пассажиров, а на международных — 29 % всего их количества. Воздушный
транспорт в значительной степени монополизирован. В мире насчитывается бл. 1,5 тыс.
авиакомпаний, однако в 1995 г. на долю крупнейших из них приходилось бл. 54 %
мировых перевозок пассажиров и 61 % пассажирооборота. Преобладали компании
Северной Америки (8), Европы (6), Японии (3). В деятельности авиакомпаний
происходят сложные процессы конкуренции, которые заставляют их стремиться к
интеграции и кооперации. Это усиливает их роль в концентрации авиаперевозок.
Только за 1980— 1995
pp. доля крупнейших авиакомпаний в мировом пассажирообороте увеличилась с 50
до 60 %. Они контролируют практически все регулярные пассажирские авиаперевозки.
Развитие воздушного транспорта во второй половине XX века. изменил роль отдельных
регионов в пассажирообороте. Авиационный пассажирский транспорт обнаружил все свои
преимущества на дальних и супердалеких маршрутах и в преодолении больших водных и
арктических пространств. Показателем этого является рост международного пассажирооборота,
что в 1995 г. составлял 56 % всех авиаперевозок. Он очень различается по
регионах мира: Западная Европа, Африка и Океания — 80-90 %; Северная Америка —
всего 30 %. Ведущая роль Северной Америки в авиаперевозках пассажиров
значительно изменилась, но пока регион остается их лидером, особенно США (в
1995 г. — более 38 % пассажирооборота в мире). Очень выросла доля Азии как по
счет Японии (6 % в мире), так и КНР (до 10 %). Западная Европа, как и
по-прежнему остается на втором месте в авиаперевозках: крупнейший
пассажирооборота Великобритании (бл. 7 %). Разукрупнение одной из крупнейших в
мире авиакомпаний — советского «Аэрофлота» — на 380 мелких компаний
позволило ему в 1995 г. занять только 25-е место среди всех авиакомпаний
мира.

Воздушный транспорт для своей стойкой
и безопасной работы нуждается в очень сложной инфраструктуры. В наше время в мире
насчитывается более 5 тыс. аэропортов. Через каждый крупнейший аэропорт мира
(например, в США — в Чикаго, Атланте, Далласе, Лос-Анджелесе, в Великобритании
— в Лондоне) ежегодно проходит от 50 до 70 млн пассажиров — население целого
великой страны. Это предопределяет жесткие требования не только к безопасности полетов, но и
к приему пассажиров, организации их обслуживания. Современные аэропорты
мирового значения — это сложнейшие инженерно-технические сооружения, насыщенные
самыми современными видами оборудования. В первую очередь это касается мощных систем
радиолокации и телекоммуникаций, позволяющие непрерывно контролировать и
регулировать взлет и посадку самолетов, поддерживать связь с авиалайнерами в зоне
обслуживание аэропортов.