Бикамерализм (двухпалатность) — структура общенациональных представительных органов, при которой парламент состоит из двух палат, которые имеют различную компетенцию. Выборную палату чаще всего именуют нижней, или первой, другую — верхней, или второй. Верхняя палата может формироваться как путем прямых (США, Япония), так и непрямых выборов (Франция) или назначения (Канада, Багамские острова) либо формируется по наследственному принципу (Великобритания). Верхние и нижние палаты различаются количественным составом, порядком формирования, компетенцией, статусу и другим признакам. Нижние палаты избираются в среднем на четыре — пять лет, реже — на два года (США). Верхние палаты чаще всего выбирают на больший срок. Состав палат колеблется от 200 до 600 для нижней палаты и от 20 до 150 для верхней. Бы. предполагает существование двух независимых палат, которые заседают отдельно, имеют свой руководящий орган, регламент и тому подобное. При этом законодательный процесс является единым целым, результатом согласованной воли обеих палат. Тенденция к демократизации структуры парламентских институтов оказалась в расширении количества стран, установивших принцип равенства обеих палат. Нижние палаты выполняют функцию народного представительства, является носителем народного суверенитета, верхние — чаще всего играют роль представительства интересов составляющих федерации или регионального (территориального) представительства. Названия палату двухпалатных парламентах могут быть самыми разнообразными: палата общин и палата лордов (Великобритания), палата представителей и сенат США, палата представителей и палата советников (Япония), Национальное собрание и сенат (Франция), конгресс депутатов и сенат (Испания), Национальный совет и Федеральный совет (Австрия), Государственная Дума и Совет Федерации (Россия), сейм и сенат (Польша) и др. Бы. является характерным признаком структуры парламентов федеративных государств, которая обусловлена особенностями территориальной организации государства. Однако многие унитарных стран тоже сделали выбор в пользу двухпалатного парламента. Среди 83 унитарных государств, чей опыт исследовал Межпарламентский союз в 1986 p., 28 стран имели двухпалатный парламент. Доминирующей системой в развивающихся странах, является создание однопалатних парламентов. В этом они видят решение проблемы обеспечения эффективной и централизованной организации власти. Приверженность к той или иной структуре законодательного органа определяется конкретными условиями ее истории и традициям. Так, придерживаясь традиций, до двухпалатного парламента в 1992 г. перешли такие унитарные государства, как Чехия и Польша. Признание преимуществ или недостатков Бы. считается одним из наиболее спорных. Вопрос о введении двухпалатного парламента неоднократно поднимался и в Украине. Идею создания двухпалатного парламента в нашей государстве активно обсуждали в течение 1994 — 1996 pp. Положение о двухпалатный парламент содержались в нескольких проектах новой Конституции Украины, но они не вошли в окончательный текст Основного Закона. Вопрос относительно Бы. выносимых на Всеукраинский референдум по народной инициативе в апреле 2000 г. Целесообразность введения Бы. в Украине поднималась Президентом Л. Кучмой и в марте 2003 p., когда он вынес на всенародное обсуждение свои предложения относительно конституционной реформы. В президентском законопроекте было предусмотрено функционирование в Украине двухпалатного парламента, который состоит из Палаты регионов и государственного собрания (нижняя палата). Но предварительные результаты обсуждения законопроекта и опросы общественного мнения показали неоднозначность отношения к идее Бы. не только в политической среде, но и в обществе в целом. Именно поэтому эти положения не вошли в окончательный вариант текста законопроекта об изменениях к Конституции.

Сравнительное конституционное право / Отв. ред. В. Е. Чиркин. — М., 2002.

А. Кордун