Задачи и упражнения для самоконтроля

1. Выясните, по
какому принципу в конце предложения ставятся знаки препинания. Объясните употребление
знаков препинания в конце предложения в данном тексте.

Знаете, как
цветут поляны? Видели, как весной на старых осадах-залежах цветут горькие
седые травы? Знаете ли вы, как после нагретого солнцем дня встает над полинами
седой дым и томный чад плывет над степью? И, кажется, в вас говорят
века.

Седой дух полинів,
словно хмель, настоянный на солоде, пьянит и волнует, проникает щемящей болью в груди. И
тот, кто вдохнет его, станет будто сильнее от полынного сна и цветения, от
седого дыма и приспаного грома.

В полыни, седые
полины! Кто посеял вас на земле нашей? Или вас посеяли по непаханых степях
древние скифы?

…А может, вы
посіялись по всей земле нашей в давние годы казачества? Тогда, когда не
рожью-пшеницей, а седой опилками, донником и еще седыми горем хлюпала земля наша
аж за дальние горизонты Дикого поля до самой Татарщини.

Каждую весну прорастают
из корня буйной зеленью полыни, цветут золотисто-седой горечью среди лета и
осыпаются поздней осени мелким темным семенами, которые разносит по степи
ветер.

Какая удивительная
устойчивость, живучесть! Не так и народ наш, сто раз толочений, топтаний
вражескими лошадьми, рубленый и рубленный чужими мечами, стреляный из автоматов и
танков, выстоял в тех битвах, и живет, и гонит из сильного корня новое побеги,
цветет и сеется по земле, виборений, отстоявшийся навек (И За. Цюпою).

2. Определите тип предложения по цели
высказывания (розповідне, вопросительное или побудительное).

1. А вот приложите
ухо к земле и и спросите ее: Земля! За кого ты? Кого ты любишь? (Остап Вишня)
2. Боже, великий, единый, нам Украину храни, свободы и мира лучами ты ее осени
(А. Конись-кий). 3. Встаньмо с колен, разорвем путы, которыми нас веками
приколочена к черных скал, высоко подведем головы, как это издавна было написано
нам на роду (Я. Гоян). 4. В садах белели хаты удивительной красоты (В. Барка). 5.
Одних высота пугает, других воодушевляет (В. Малик). 6. Дай ему волю, дай ему судьбу,
дай доброго света, счастья дай, Боже, народу и многая, многая лета! (А.
Конисский) 7.1 стою на берегу ожидание: что ты мне с грохота кричишь? Станешь ты
у моей мольбы или до других станций просвистиш? (В. Симоненко) 8. Не дуріте
сами себя, учитесь, читайте, и чужому научайтесь, и своего не цурайтесь (Т.
Шевченко). 9. Есть тысячи дорог, миллион узких тропинок, есть тысячи полей, но
один лишь мой. И что мне делает, когда малый зажинок суждено начать на ниве
нерясній? (В. Симоненко)

3. Прочитайте побудительные предложения.
Определите их значение (приказ, просьба, пожелание, призыв, запрет,
оговорки и др.).

1. Прощайте,
ждіте волі, — эй, на коне, все в путь! (П. Тычина) 2. Поздравь же, моя ненько,
моя Украина, моих деток неразумных, как своего ребенка (Т. Шевченко). 3. Любите
Украину устной наяву, вишневую свою Украину, красоту ее, вечно живую и новую, и
язык ее соловьиный (В. Сосюра). 4. Или же я тебе и не говорила, как стояли под
колодцем: не уезжай, милый, и в Крым по соль, потому застанешь женщиной (Народная
творчество). 5. Ой беги, беги, досадо, не вертай в дом, не пущу тебя колыбель
сыновнее качать (В. Симоненко). 6. Посоветуй мне, девчоночка, как рідная мать, а
или мне жениться, а тебя ждать? (Народное творчество) 7. Залпы отчаяния рвутся
из горла, грохочут в равнодушную даль, — пошли мне, Боже, хоть врага, когда вторая
послать сожалению! (В. Симоненко) 8. Как умру, то похороните меня на могиле, среди
степи широкой, на Украине милой… (Т. Шевченко).

4. Спишите текст. Подчеркните в предложениях
подлежащее и сказуемое.

Ставок В самую
жару, в полдень, сажусь в лодку. Шершавый холодный камыш, как стена, с обеих сторон.
Между ними березка таращит на меня большие белые купола. На воде ряска, словно рыжая
кора, по ней прыгают длинноногие пауки, перебираясь через обломки листа и
камыша. Лодка еле-еле пролезает. Везде грязно. Я понимаю чистьоху-нимфу,
что подстелила первое широкое блестящие листья, как коврик, а тогда уже положила свое
белое восковое тело. Фиолетовый паслен свесил над ней свои ягодки. Татарское
зелье витика рядом из воды светло-зеленые острые мечи. Я, останавливаясь, кладу весло и
смотрю. Как здесь тихо. Я вижу, как дышит камыш, как дышит вода и еле поднимает,
как будто грудь, рыжую кору ряски. Я вижу, как ту кору пробивают зеленые головы лягушек,
раскрывают широкие розовые рты, а следовательно чавкают мокрыми губами, словно старые
сладкоежки. Пурхне камышевка над водой, сядет на комишину и качается вместе с
ней. Безхвоста, короткотіла лиска пролетела над прудом, а он плывет в небе
сухой, как скелет в своей довгості, аист.

Продвигаюсь дальше, на
чистую воду. Вода смеется и невинно одбиває в себе голубое небо с белыми
облаками. Запускаю весло в ту невинность и тяну оттуда, словно чудовище за косы,
тяжелое болота, черное и трясущееся на солнце (М. Коцюбинский).

5. Спишите, ставя глаголы в форме
в прошлом времени. Выделите подлежащие и присудки, отметьте, как они согласуются.

Солнце давно уже
(сесть) в розовый туман. Горизонт (начинать) окутывать все гуще и гуще
темнота, и небо (стать похож) на густо разведенную в воде синьку. (Замерехтіти)
вечерняя заря. Пройдя по небу, теплая, тихая июньская ночь (стать) овладевать и
землей. Безграничный степь (утихать, нежиться, м’якшати) от ее ласк. Все
(меняться) на земле с приходом ночи и (делаться таинственный, загадочный,
скрыт) (По Г. Тютюнником).

6. Спишите. Найдите подлежащие и присудки,
объясните, чем они выражены.

1. Какой красивой является человек труда! (В.
Свободный) 2.Здание была открыта всем четырем ветрам (А. Гончар). 3. Николай
был в списке пятидесятым. 4. Слова с противоположным значением называют
антонимами. 5. Жизнь становится радостью и праздником для каждого в родном краю (В.
Сосюра). 6, Необыкновенная красота открылась перед глазами. Воды спокойной реки
сверкали серебряными переливами (В. Свободный). 7. В Киеве есть прекрасные своей
красотой и привлекательностью места (Остап Вишня). 8. Много рук всегда побеждает
(Народное творчество).

7. Поставьте нужные знаки препинания между
группой подлежащего и группой сказуемого.

1. Борьба за мир
святая дело (А. Гончар). 2. В детстве произнесенное слово светлеет через
года (В. Коротич). 3. История это святая святых народа (А. Довженко). 4. Кто-то
давно еще сказал, что пение-это язык души, то голос сердца (Панас Мирный). 5. Словно
шарик у жонглера на острие наша шар земной (И. Муратов). 6. Весь мир был как
сказка, полная чудес, таинственная, интересная и страшная (Г. Коцюбинский). 7. Каждому
мила своя сторона. (Народное творчество). 8. Большое добро у каждого народа это
его речь (Панас Мирный). 9. Нет, не колебание равновесие стала судьбой художника (Есть.
Плужник). 10. Пусть ветер в глаза, умри не стой! (М. Важан) 11. Было когда-то
прошло, не вернется опять (Т. Шевченко). 12. Все оглохли похилились в
кандалах (Т. Шевченко). 13. Улицей прогупотів разъезд скрылся в степи (А.
Головко).

8. Найдите главные члены предложения,
подчеркните подлежащее одной линией, сказуемое — двумя. Объясните наличие или
отсутствие тире между ними.

И. 1. Красота — верховный учитель (А.
Донченко). 2.Норма высева укропа — два грамма на квадратный метр земли, глубина
заделки — 1-2 см
(Журнал). 3. Какое счастье — свой народ в свете видеть! (Д. Павлычко) 4.
Насыпать валы, заложить в стенах дыры — казакам на ночь работы (Я. Качура). 5.
Жить — слезы лить (Леся Украинка). 6. Замуж выйти — не дождливую погоду
пересидеть (Народное творчество).

II. 1. Благосостояние народный и воля — то наша
самая первая засада (П. Грабовский). 2.Зраджуватидруга — это ужасно (. Нестайко).
3. Дотронуться до человека свяченой вербой — значит совместить ее с космическими
силами Вселенной, возродить здоровье (Журнал). 4. Святыня — это то, что людей
объединяет, собирает воедино (П. Загребельный). 5.Классическая пластика, и контур
строгий, и логики железная течение — вот твоя, поэзия, дорога (М. Зеров). 6.
Осенний смерк, и крест, и увядшие цветы —вот ответ на все твои вопросы (В.
Лепкий).

III. 1. Ты наше чудо калиновое, любимая
материнская мово! (Д. Белоус) 2. Он заядлый охотник (Ю. Збанацкий). Из.
Воробьи в песке сыпучем будто дети в пруду (Г. Рыльский). 4. На ветвях обильном цвет
словно снежинки (В. Сосюра). 5. Мои слова не оружие, а рыдания (Леся Украинка).
6. Гуси обычно глупые гуды и сим вместе не знали о радостном смену, которая их
ждала (И. Франко). 7.И только я к этому непричастна. Я лишняя людям на своей
земли (Л. Костенко). 8. Мужик хитрее от черта (Народное творчество).

9. Прочитайте предложение. Найдите главные
члены предложения, определите, какими частями речи они выражены.

1. Я очень люблю эту
время года, когда пригріте солнцем воздух пахнет прив’ялою травой (Д. Белоус). 2.
Пруды политые медвяным соком (А. Малышко). 3. Был Николай от счастья пьяный, от
хмельного человеческого добра. Бег Ивасик, словно на праздник, и резвился, как лоїпа,
и, наверное, была в пятках лепестковая его душа (В. Симоненко). 4. Одно лебедя
с сьогорічних не могло оторваться от воды, то вся стая кружила над ним,
призивно ячала к нему с неба, пока и оно не снялось в рассвет (В.
Земляк). 5. Аркадий Троян — один из лучших учеников: любознательный, остроумный (О.
Копыленко). 6. Николай с двумя кодільничими смотрел кодол, хозяйничал и правував
всеми, как атамана не было дома (И. Нечуй-Левицкий). 7. А Давид был співливий
(А. Головко). 8. А журавли все — кру, кру… (А. Головко) 9. И никто из них не радовался,
не пел (П. Тычина). 10. Хата была просторная, как отряд(Гр. Тютюнник). 11. Пусть
невозможное делается возможным (В. Коломиец). 12. Живому живое говорит — живи! В
этом мире — ты сам тайна (Г. Коваль).

10. В приведенных предложениях подчеркните подлежащее.
Объясните способы морфологического выражения подлежащего.

1. Настя пошла за
матерью вслед (И. Нечуй-Левицкий). 2. Все мы сильны своей дружбой (В.
Стефа-ник). 3. Век прожить — не поле перейти (Народная творчество). 4. Вскоре
Соломия с Остапом шествовали мимо плавные к цыганской дом (Г. Коцюбинский).
5. Семь отважных бойцов ту команду поняли сердцем и душой (Иван Ле). 6.
Думала, что только кобзари поют, потому что, слепые, не видят карих глаз (Т.
Шевченко). 7. Как блеснул девятьсот пятый год, в дядьковій Тодосевій кладовке
собиралось с десяток человек (М. Рыльский). 8. Поля сливались с темнотой, и
только небольшой клочок дороги виднелся при слабом свете затуманенных зрение
(А. Слисаренко). 9. Потом мы с Наташей пошли домой, и всю дорогу она молчала
(Ю. Яновский). 10. ездовые подложили под колеса камни (А. Гончар). 11. Я слышу
твой плач, Ярославно (П. Воронько). 12. Прохожие зостанавлювалися, удивлялись
(Панас Мирный). 13. Если бы пришел кто-то другой, зрячим, протянул руку, показал
путь (М. Коцюбинский). 14. Любит свой край — это для народа жить, бороться за
юное, новое (В.Сосюра). 15. Тысячное «ура!» грозой всколыхнуло податливые
набухшие щелочи (Г. Стельмах). 16. На земле много цветов. Между ними есть одна (А.
Чубинский). 17.И время настало. И случилось вечную (Есть. Маланюк).

11. Перепишите предложения, подчеркните подлежащие.
Определите способы выражения простого и составного подлежащих.

1. Сотни соловьев
щебетали в кустах молодого поросту. Дорогой словно из-под земли донеслось до его
Грицькове «ку-ку!». Найлюбішою забавой было ему строить и разорять
землянки, валы, окопы (Панас Мирный). 2. Август с сентябрем сжимают друг
одном одесную (Г. Рыльский). 3. Они все трое были уже уничтожены первыми же
минами врага (А. Довженко). 4. Против него шел цепь врага, не стреляя и
держа в вытянутых руках гранаты (Ю. Яновский). 5. Сорок восемь могучих
струй слились в один огромный пенистый водопад и мирно шумят,
вдохновляя поэтов неразумных и радуя детей (А.Довженко). 6. На первый взгляд
ему, может, лет до двадцатка добиралось (Панас Мирный). 7. «И вражьей злой
кровью волю окропите» — с детства знакомые слова (А. Гончар). 8. Там над водой
кучка людей лагодилась садиться в лодку (Г. Коцюбинский). 9. Закатом озарен
стоял Тарас Шевченко на Чернечей горе (В. Швец). 10. Еще отец и мать
сном-духом не знают, какую они судьбу в колыбели колышут (Г. Луков). 11. А три
поколение крестьянского дома уместились на снимках старого альбома (Н. Луков).
12. Еще небо держу плечами, и ниже и ниже птичий полет, и цветы смеются
глазами печальными (А. Чубинский). 13. Безбатченку, ты не поймешь, чем дышит слово
«Батькивщина»… (Есть. Маланюк). 14. Говорить с высоким начальством было для Хомы
утешением (О. Гончар). 15. А поставить точку над «и» — то немалое искусство в
жизни (Н. Рыбак).

12. В приведенных предложениях подчеркните главные
члены предложения. Проанализируйте морфологические средства выражения сказуемого.

1. Ица слушала
отца молча. Губы крепко сомкнула, в уголках рта сказывались упрямые складки.
В отличие от отца она была как туго натянутая струна (П. Гуриненко). 2.
Так весна підчатувала зиму, схватила в свои горячие объятия и понесла не знать
куда, а раскованная земля вмивалась на свободе, разбухла, почувствовав в себе новую жизнь, и
начала убираться в зеленый веник-парень. Зрилась Уборть и вместе с талыми
водами разгульно понесла в моря-океаны полевые соки (В. Земляк). 3. Солнце уже
спряталось за вільшечки, пускало сквозь листья тоненькие розовые стрелы (Гр.
Тютюнник). 4. Склонялись бы над сонной водой берез плакучих неподвижные ветви, в
тихий защита ветер бы не дул (Леся Украинка). 5. Будет трудно тебе дослушать,
дождаться нового часа (Д. Павлычко). 6. Потому что я любил лепить лошадей с детства (Л.
Костенко). 7. Или же долго будет молодость длиться? (Л. Костенко) 8. Люди, травы и
деревья становятся словно родные братья (М. Луков). 9. Салютом было ему скорбное молчание
(А. Гончар). 10. Ночь была длинная и неизвестная впереди (А. Гончар). 11. Будит
воспоминание давняя песня, пада в травы и исчезают (Г. Коваль). 12. Темные скалы выглядели
уныло, а море лежало внизу еще серой поволокой сна (Г. Коцюбинский). 13. Пусть
жайвори, те яровые скрипачи, предвещают радость-поросли земли… Вкраїнонько!
Колыбель поколений… Песни твои, дела твои священные (В. Коломиец). 14. Ты
греми, наша слава, по мира, родное слово, звени громкое: из-под гнета мы
встали, из-под гнета, и над нами солнце ясное (П. Тычина). 15. И куда бы дорога
не вела, где бы не жил на милой Родине, а душа, кажется, там и сейчас, в
белокурой доме на краю села (Г. Луков).

13. Подчеркните присудки, определите разновидности
их по морфологическим выражением (глагольные, именные) и строению (простые,
составные, двойные).

1. Улыбка только и осталась у него,
какой была: красивая, застенчивая, какая-то девичья (А. Гончар). 2.Кто собирался ее
покорить мечом, тот развеялся прахом (Г. Луков). 3. Она его посмела
проклинать (Л. Костенко). 4. Песню соревнования упрямую, звонке, я хочу отбить у
каждой строке, чтобы быть украинским поэтом (Д. Павлычко). 5. Значит, есть у нас
те соки, что корни поят (П. Тычина). 6. Была ты музой, и пили уста медузы
кровь воображения, — тогда все равно гудели хвала и хула пустой славы (Есть. Маланюк). 7.
Хотела бы я песней стать в сюю минуту ясную… (Леся Украинка). 8. Пусть душа
моя голосит (А. Чубинский). 9. Не тот теперь Миргород, Хорол-речка не та(П.
Тычина). 10. Я — школьник: я сижу осторожно (В. Швец). 11.1 вот радуги эти ясные
кажутся воротами (А. Підсуха). 12. Летят, плывут и шумят в мгле
шелковые, и желтые, и сизопері птицы (Есть. Маланюк). 13. Глаза их — любовь и
мольбы, синий грусть ячить из-под век (Н. Луков). 14. Зарыдала Екатерина и
бух ему в ноги (Т. Шевченко). 15. Шофер начал сбрасывать на землю тяжелые мотки
проволоки (Ю. Збанацкий). 16. Сегодня он должен был получать пополнение (А. Гончар).
17. Как будто солнце засеяло, будто все на свете стало мое (Т. Шевченко). 18. Был
он стреляной птицей (Н. Стельмах). 19. Измученный и уставший, он стоял возле
веранды перед сломанной веткой (А. Довженко). 20. Светлое безграничность казалось
хрупким (А. Гончар). 21. Ружье было передано Танцюре (А. Гончар).