Елокуція

Елокуція — это
словесное оформление мысли, то есть собственно создание текста. Основными единицами
елокуції являются тропы и фигуры.

Тропами называют слова и
выражения, употребленные в переносном значении. Эти художественные средства используются для
подчеркивание основной мысли высказывания, украшения и выразительность речи, обогащение
ее через расширение значений слова.

Тропы в риторике
разделяют на грамматические и словесные. Примером грамматического тропа представляет
собой переносное употребление синтаксической конструкции, риторический вопрос.
Риторическим называют обращенное к аудитории вопрос, не предполагающий ответа
по разным причинам. Ответ может быть очевидным, или, наоборот, ответить на это
вопрос невозможно, или же автор далее сам отвечает на него, используя
вопросительное предложение как вступление к высказыванию.

Например. Критика — это диалог между критиком и творцом, враждебное соревнование, в котором
столько понимания и уважения. Критика — это высшая форма философии, философии
культуры. Когда она родится наконец? (В. Юринец)

Что такое «Березиль»?
Исторически это продолжение той линии в отношении к современности, которую наметил и
три года вводил «Молодой театр» (Л. Курбас).

Теоретики
ораторского искусства, рассматривая словесные тропы, подают достаточно долгое их
перечень. Рассмотрим некоторые из этих тропов, используемых в написании как
ораторских, так и художественных произведений.

Метафора — перенос названия
одного предмета на другой, связанный с ним чертами сходства:

Краснеют на
опушке окна, Глаза темных и ясных тревог.

М. Рыльский

Запахло мятой,
пахнуло тимьяном, И крылышками мелодий заіскрило Над озера задумчивым лицом.

М. Бажан

Метонимия — перенос названия с
одного явления на другое, основанное на их смежности. Распространенный вид метонімії —
синекдоха, по которой название переносится с целого на часть, или наоборот.
Примером синекдохи есть такие высказывания: сто голов скота; не хватает рабочих рук;
произведения принадлежат перу известного писателя. Название одного лица может обозначать
целый народ или определенную группу людей:

И любим слова,
тяжелые, как черный дым Зловіщих костра, сияли татарину…

М. Бажан

Эпитет — это художественное определение,
что указывает на один из признаков предмета и имеет. целью конкретизировать представление о
него и предоставить описания предмета эмоциональной окраски.

В нежно-белом
теплом чуде, Под пение страстной струны Шепчет кто-то: «Какие счастливые С ней он,
она с ним!»

А. Тимченко

Одним из средств
выразительность речи является ирония — скрытая насмешка, когда явление или личность
говорят в положительном тоне, за которым скрыто негативное отношение. Средством
выражение иронии может быть употребление слова в противоположном значении — антифразис
(например, слово «герой» в значении «трус» и тому подобное).

Фигурами в риторике
называют необычные речевые обороты, которые подчеркивают мнению, передают определенный
настроение, придают высказыванию эмоциональной окраски. Они делятся на три
типа: те, что предусматривают пропуск важной части предложения, повтор компонентов
высказывания и их перестановки. К первой группе относятся такие фигуры:

— Еліпсис — пропуск члена предложения,
чаще всего — сказуемого. Такая фигура придает речи динамичность.

Плечи держите
прямо, не оттягивая их назад, голову ровно, не наклоняя вперед или в сторону (И.
Томан).

— Асиндетон — пропуск союзов в
предложении с многими однородными частями:

Вспомнил в пепле
одиночества себя, тебя, песни, слова. .. (М. Луков)

— Незаконченное высказывание, которое побуждает
слушателя закончить его или имеет целью привлечь внимание, заинтересовать слушателя.
Такое средство часто используется в заголовках газетных статей: «В Цариграді
на рыночков…» (историческая статья про Дмитрия Вишневецкого, названная строкой из
народной думы).

Фигуры, что
образуются повторением компонентов высказывания, включающие следующие виды:

— Повтор повнозначного слова; может
указывать на длительность процесса (известная фраза из сказки: «Баба била-била — не
разбила, дед бил-бил — не разбил»); силу проявления признака (белый-белый, тихий-тихий
тому подобное); действие, ограниченное во времени (посидели-посидели и разошлись).

— Полісиндетон — повторение союзов,
что придает рассказу торжественного характера:

И сотворил Бог рыб
больших и всякую душу живую животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду, по их роду, и всякую
птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что хорошо оно (Из Библии).

— Повтор частей слова (приставок, корней,
окончаний), что указывает на значимость в высказывании этой части, например:
Зашумело, загомоніло, зашевелилось вместе все общество.

Повтор корня является
основой образования устойчивых выражений типа сидьма сидеть, криком кричать подобное.

— Анафора — повторение слов или выражений на
начале каждой части высказывания:

Я на вбогім печальном
перелозі Буду сеять красочные цветы, Буду сеять цветы на морозе, Буду лить на
них слезы горькие.

Леся Украинка

— Противоположная предыдущей фигура — эпифора —
повторение одинаковых слов, выражений или звуковых сочетаний в конце стихотворных
строк или строф, прозаических отрывков. Такая фигура используется в риторическом
и художественном вещании реже, чем анафора.

Когда придерживаюсь
поста и хочу, чтобы об этом все знали, — горжусь; когда одеваю поношенная одежда —
горжусь; когда говорю — горжусь и когда молчу не избегаю спеси (С христианской
проповеди).

Фигуры, которые
предусматривают перестановку компонентов текста, имеют название инверсии. Инверсия —
это необычный порядок слов в предложении, который имеет целью подчеркнуть значимый
компонент высказывания:

Пламенными молниями, мечами хотела бы я вас
виховать, слова Л.тенко).