Элита — социально-философская и политологическая концепция, согласно которой любое общество делится на «избранное» меньшинство, управляет обществом, и «неорганизованную» большинство, которое является объектом управления. Современная концепция Е. возникла на рубеже XIX и XX вв. (В. Парето, Г. Моска, И. Шумпетер, Г. Михельс, В. Липинский). Определенные идеи, которые являются элементами теории Е., высказывались еще Гераклітом («лучшее лицо») и Платоном и правление аристократии). Теоретические основы концепции Е. образуют положения о природном происхождении Е., ее общественные функции, разновидности, закономерности возникновения и эволюции («циркуляция Е.»), характер связей «не элитного» и «контрелітного». В современной политологической литературе большое внимание уделяется проблеме «демократической Э.», ее месту в государстве. В основе элитаризма лежит идея врожденной одаренности человека, наличие у нее таких качеств, которые обусловливают способность наилучшего выполнения властных функций в обществе. Е. — сравнительно небольшая группа лиц, которая характеризуется, в отличие от «массы», сплоченностью, гомогенностью, опытом руководства, развитыми межличностными связями. Социальную базу Е., как правило, составляют привилегированные слои населения. Правящие Е. вербуют пополнение, что бывает редко, с лиц, которые, как правило, окончили престижные учебные заведения, структурированные в институты власти (монополия элиты). В структуре управления и общественных функциях различают политическую, административную, финансовую, научную, военную, идеологическую, технологическую, промышленную, церковную, профсоюзную Е. Теоретики элитаризма считают, что их представители отмечены наличием особых біопсихологічних качеств («сливки общества» — Парето, «голубая кровь» — Донцов), в частности хитрости («лисы») и решительности («львы»), которые помогают осуществлять функции манипулирования и принуждения. Одним из основных тезисов современного элитаризма является положение о меритократичну (англ. merit — достоинство, ответственность), а не социальную природу «лучших» (Г. Моска, Д. Белл). Существование многочисленных Е. порождает потребность их консенсуса (уравновешивание, дополнения и сдерживания). Жизненной потребностью для обеспечения существования Е. является ее способность к обновлению, ротации, основанной на конкуренции, ибо иначе Е. обречена на вырождение, что угрожает социальной стабильности.

М. Михальченко