АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ УМНОЖЕНИЯ И ДЕЛЕНИЯ (продолжение)

 

Урок 95. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПО ЧАСАМ. СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ЕДИНИЦАМИ ВРЕМЕНИ. ЗАДАЧА НА ДВУКРАТНОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ (УМЕНЬШЕНИЕ) ЧИСЛА НА НЕСКОЛЬКО ЕДИНИЦ ИЛИ В НЕСКОЛЬКО РАЗ. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ВЕЛИЧИН, ВЫРАЖЕННЫХ В ЕДИНИЦАХ ДВУХ НАИМЕНОВАНИЙ

 

Цель: формировать у учащихся умение пользоваться часами; решать задачи на двукратное увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц или в несколько раз; совершенствовать вычислительные навыки при работе с именованными числами; развивать познавательную активность, логическое мышление; воспитывать внимательность.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Проверка домашнего задания (с. 112, задача 737; 738)

Задача 737

— Прочитайте составленную задачу и ее решение.

Задача 738

— Прочитайте выписанные выражения и их значения.

 

2. Игра «Который час?»

Повторение таблицы умножения и деления чисел 4; 5; 6. На доске — модель часов.

 

 

Числа на часах меняются на 4 и 6.

Ученик-консультант (у доски с указкой) показывает на числа вокруг циферблата, ученики выполняют умножение и называют ответ. Если ответ дан правильно, «часики тикают» далее по часовой стрелке, если ученик допустил ошибки, то ученик-консультант показывает на число повторно.

 

3. Решение задач

1) Урок длится 40 мин, а перерыв — 10. На сколько дольше длится урок, чем перерыв?

2) Детей пригласили на день рождения на 2 часа дня. Сергей пришел в 13 ч 55 мин, Елена — через 10 мин после Сергея, а Жанна — на 5 мин раньше, чем Елена. Кто пришел в точно назначенное время?

 

4. Математический диктант

• Сколько месяцев в году?

• Сколько дней составляют 1 неделю?

• Сколько часов в сутках?

• Сколько минут в часе?

• Сколько секунд в минуте?

• Сколько часов составляют две эпохи?

• Сколько минут составляют четыре часа?

• Сколько секунд составляют 3 минуты 40 секунд?

 

5. Минутка каллиграфии’

— Запишите ответы математического диктанта в порядке возрастания.

 

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ и ЦЕЛИ УРОКА

— Сегодня на уроке мы продолжим работу над единицами времени, закрепим умение определять время по часам.

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа по учебнику (с. 112-113)

Задача 739. Комментируемое выполнения задания

Ученики «цепочкой» записывают равенства, приводят свои соображения.

Задача 740. Комментируемое решение задачи

Ученики за часами объясняют, сколько времени длилась большая перемена.

Задача 741. Коллективное решение задачи Анализ условия задачи, запись сокращенной условия.

Задача 742

После коллективного ознакомления с содержанием задачи учащиеся составляют краткое условие, объясняют, о чем узнали каждым действием.

После этого определяют, сколько всего килограммов овощей потратил повар.

Задачи 743

Ученики «по цепочке» комментируют, как выполняют вычисления. Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

Задача 744*. Комментируемое решение задачи

У Винни-Пуха 12 воздушных шариков, а у Пятачка — 6. Что надо сделать, чтобы шариков у них стало поровну? (Если Винни-Пух отдаст Пятачке 3 шарика, то шарики у них станет поровну).

Задача 745

Первый столбик — с комментированием, остальные примеров — самостоятельно.

 

2. Физкультминутка

 

V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Игра «режим дня»

Учитель рассказывает детям режим дня второклассника, они показывают названное время на циферблате.

 

2. Устное решение задач

1) В 3 коробках было по 6 пирожных. 4 пирожные съели. Сколько пирожных осталось?

2) В саду посадили 2 ряда смородины, по 6 кустов в каждом. Сколько всего кустов смородины посадили в саду?

3) Оля вымыла чашки и расставил их на трех полках, по 6 чашек в каждом. Сколько чашек вымыла Оля?

4) На уроке физкультуры ученики выстроились в 4 ряда, по 6 учеников в каждом. Сколько учеников было на уроке физкультуры?

 

3. Офтальмологическая пауза

 

4. Решение логических задач (см. приложение)

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

С. 113, задание 746; 747.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ 95

Решение логических задач

1) У треугольника отрезали три угла. Сколько углов осталось? (6)

2) Пять картофелин сварились за 10 минут. За сколько минут сварилась одна картофелина? (10 мин)

3) Сегодня в 12 ч дня в городе идет дождь. Можно ли ожидать солнечную погоду через 14 ч? (Нет, так как будет 2 часа ночи.)

4) По одной и той же дороге из двух сел выехали на велосипедах навстречу друг другу Федор и Петр. Федор ехал до встречи 2 часа. Сколько часов до встречи ехал Петр? (2 ч)