МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

 

В
этой теме школьники знакомятся с общей характеристикой класса Млекопитающие,
особенностями жизнедеятельности млекопитающих, их разнообразием, ролью в
экосистемах, значение для человека, необходимостью их охраны. Узнают о
такую отрасль хозяйства, как животноводство.

 

УРОК №
50

 

Тема.
Класс Млекопитающие. Особенности строения.

Цель:
ознакомить учащихся с общей характеристикой класса Млекопитающие.

Оборудование
и материалы:
учебник [1], тетрадь [3], фотографии, рисунки, плакаты, схемы,
позволяющие иллюстрировать особенности строения млекопитающих.

Базовые
понятия и термины: класс
Млекопитающие, особенности строения.

Тип
урока:
урок изучения нового материала.

 

Ход
урока

 

I.Организационный этап

II.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной
деятельности

Обсуждение вопроса

Которые
особенности строения млекопитающих определили их название?

Рассказ
учителя с элементами беседы

1.
Общая характеристика класса Млекопитающие

Млекопитающие
— это высокоорганизованный класс хордовых животных, насчитывающий более 4,5 тысяч
видов. Его представители заселили все среды обитания, включая поверхность
суши, почву, морские и пресные водоемы, приземные слои атмосферы.

Характерными
чертами организации млекопитающих являются такие черты:

1. Тело разделено на голову,
шею, туловище, парные передние и задние конечности, хвост. Конечности расположены под
туловищем, благодаря чему он поднят над землей, что дает возможность животным
передвигаться с большой скоростью.

2. Кожа относительно толстая, прочная
и эластичная, покрытая волосяным покровам, хорошо удерживающим создаваемое организмом
тепло. В коже расположены сальные, потовые, молочные и пахучие железы.

3. Мозговой отдел черепа
крупнее, чем у пресмыкающихся. Позвоночник состоит из пяти отделов. В шейном отделе всегда семь позвонков.

4. Мускулатура представлена
сложной системой дифференцированных мышце». Есть грудочеревна мышечная перегородка —
диафрагма. Развитая подкожная мускулатура обеспечениечує изменение положения
волосяного покрова, а также разнообразную мимику лица. Виды передвижения
разнообразные: ходьба, бег, лазание, прыжки, плавание, полет.

5. Пищеварительная система сильно
дифференцирована. Слюна содержит пищеварительные ферменты. Зубы на челюстных костях сидят
в лунках и по строению и назначению подразделяются на резцы, клыки и коренные. В
травоядных животных значительно развита слепая кишка. В большинстве из них клоака
отсутствует.

6. Сердце четырехкамерное, как и у
птиц. Есть левая дуга аорты. Все органы и ткани тела снабжаются чистой
артериальной кровью. Сильно развито губчатое вещество костей, красный
костный мозг которых есть кровотворним органом.

7. Органы дыхания — легкие —
имеют большую дыхательную поверхность за счет альвеолярной строения. В дыхательных
движениях, кроме межреберных мышц, участвует и диафрагма. Интенсивность процессов
жизнедеятельности высокая, вырабатывается много тепла, поэтому млекопитающие — теплокровные
(гомойотермні) животные (как и птицы).

8. Органы выделения — тазовые
почки. Моча выводится наружу мочеиспускательным каналом.

9. Головной мозг, как и у всех
позвоночных животных, состоит из пяти отделов. Особенно велики размеры больших
полушарий переднего мозга, покрытых корой (у многих видов извилистой), и
мозжечка. Кора становится высшим отделом центральной нервной системы, координирует
работу других от дилив мозга и всего организма. Сложные формы поведения.

10. Органы обоняния, слуха,
зрения, вкуса, осязания имеют большую разрешающую способность, что позволяет животным
легко ориентироваться в среде иену ния.

11. Млекопитающие —
раздельнополые животные с внутренним оплодотворением.

2.
Особенности строения млекопитающих

Характерные
признаки этих животных — волосяной (шерстяной) покров и молочные железы, которые служат
для вскармливания потомства. Четыре конечности по-разному специализированные в зависимости
от выполняемой ими функции. У большинства видов имеются ушные раковины и
дифференцированы на несколько групп зубы. Органами дыхания служат только легкие,
вентиляции которых способствует диафрагма (мышечная перегородка между грудной и брюшной
полостями). Все виды — теплокровные. Сердце — четырехкамерное; во взрослом
организме сохраняется только левая дуга аорты. Черепных нервов 12 пар.
Оплодотворение внутреннее, при помощи копулятивного органа (пениса). Зародышевые
оболочки характерны для амніот, а желточный мешок, как правило, рудиментарный,
потому что подавляющее большинство видов (кроме однопроходных — утконоса, ехидны и
проехидны) живородящие. Млекопитающие сильно отличаются по размерам: от землероек
массой 1,5 г, до китов длиной более 30 м и весом до 120 т. У млекопитающих является
четырехкамерное сердце. Оно состоит из правого и левого желудочков, а также
правого и левого предсердий. Камеры сердца сообщаются между собой и с
магистральными сосудами при помощи клапанов. Сердце обеспечивает снабжение
тканей тела кислородом и питательными веществами, освобождая их от продуктов распада.

Почки в
млекопитающих имеют бобовидну форму и располагаются в поясничном отделе, под
позвоночником. В почках, в результате фильтрации крови, образуется моча, затем она
стекает по мочеточникам в мочевой пузырь. Из него моча по мочеиспускательному каналу выходит
наружу.

В
млекопитающих особенно развиты передний мозг и его кора. Кора образована несколькими
слоями тел нервных клеток и покрывает весь передний мозг. Она образует
складки и извилины с глубокими бороздами у большинства видов млекопитающих. Чем больше
складок и извилин, тем сложнее и разнообразнее поведение животного. Также в
млекопитающих хорошо развита периферическая нервная система, что обеспечивает им высочайшую
скорость рефлексов.

IV.Обобщение, систематизация и контроль
знаний и умений учащихся

Работа
с учебником

Школьники
работают с рисунками на с. 218, 219, знакомясь с особенностями строения
млекопитающих. Затем они читают текст на с. 218-220.

Проверить
свои знания учащиеся могут, ответив на вопросы 1—С на с. 220.

Работа
с тетрадью

Выполнить
задания в тетради [3, с. 74-75].

V.Самостоятельная работа учащихся

Ученики
знакомятся с рубрикой «Запомните самое важное» на с. 220, при
необходимости записывают выводы в тетрадь.

VI.Итоги урока

Школьники
самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание на те новые знания, которых
они приобрели в процессе этого урока.

VII.Домашнее задание

В
учебнике [1] прочитать § 48, ответить на вопросы 4-7 после параграфа на
с. 220.

В
тетради [3, сек.:74-75] выполнить задание.