Политическое сознание — это опосредованное отражение политической жизни общества, сутью которого является проблема власти, формирование, развитие и удовлетворение интересов и потребностей политических субъектов; совокупность взглядов, оценок, установок, которые, отражая политико — властные отношения, приобретают относительной самостоятельности. П. с. имеет сложную и противоречивую структуру. По функциональному принципу классификации в П. с. выделяют такие аспекты: политико-психологический (чувства, настроения, намерения, мотивы, установки, убеждения, воля и др.); политико — идеологический (ценность, идеал, идея, концепция, доктрина, теория, взгляды и тому подобное); политико — действенный (сознание консервативная, реформистская, радикальная, либеральная и др.). П. с. за субъектом классифицируют на П. с. общества, нации, класса, группы, личности, на П. с. массовую, а также общественное мнение. По отношению к власти, властных структур П. с.: автократическая, демократическая. Гносеологически различают П. с. эмпирическую и теоретическую, обыденную и научную. К основным сферам П. с. относятся следующие: политическая наука — политические теории, концепции, гипотезы; политическая идеология — политические ценности, идеалы, доктрины, лозунги, программы; политическая психология — политические чувства, мысли, настроения, воля, направленность и тому подобное. П. с. является отражением реалий бытия. Она тесно связана с развитием производительных сил, с особенностями политической системы общества и общественно-политическими отношениями, которые существуют в этой системе, состоянию образования, культуры. Как одна из важнейших характеристик политической жизни общества П. с. имеет определенные особенности, условия возникновения и пути формирования. Предпосылкой ее формирования является то, что человек начинает осознавать свою групповую принадлежность, групповую идентичность и в то же время то, что она не способна реализовать собственные и групповые интересы без вступления в определенные отношения с политической властью. П. с. присущая конкретному человеку уже тогда, когда она осознает свой гражданский статус, гражданскую позицию, а вместе с ними и реальную потребность, а то и необходимость влиять на власть. Для формирования П. с. крайне необходимы аналитически-критическое отношение к окружающей среде, действительности и осмысление их, наличие у человека конкретных норм, ценностей, идеалов, четкое осознание собственной цели и цели политической силы, структуры (группы, партии, объединения, организации и т. п), к которой человек неформально относится. По смыслу П. с. включает в себя определенные политические идеи, взгляды, теории, интересы, настроения, чувства, а по специфике проявления она активно влияет на другие формы общественного сознания, имеет часто довольно высокую степень отражения социально-классовых интересов. Различают П. с. массовую, групповую, индивидуальную, обыденную и научно-теоретическую. Первые три формы связаны с ее субъектами, а две последние определяются глубиной отражения действительности. Выделяют также следующие основные типы П. с.: государственную и негосударственную. Государственный, или етатистський, тип ГИ. с. основывается на позиции, что самыми высокими, самыми важными являются интересы государства (Н. Макиавелли, Т. Гоббса). Негосударственный, или анархистский, тип П. с., наоборот, возникает там, где политическую власть считают злом, а государство — эксплуататором, врагом свободы. Основные функции П. с.: познавательная — система знаний о политической действительности в целом; оценочная — обеспечение и содействие ориентации в политической жизни на основе оценки политических событий; регулятивная — ориентирование относительно участия в политической жизни; интегрирующая — содействие объединению отдельных социальных групп, субъектов политического процесса на основе общих идей, ценностей, установок; прогностическая — предвидение особенностей развития политического процесса, событий; нормативная — создание общепринятого образа будущего. П. с. имеет два уровня — идеологический и психологический. П. с. можно считать совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и определенных теоретических систем, которые отражают самые существенные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества. П. с. — это не что иное, как восприятие человеком части жизненной реальности, которая непосредственно связана с политикой. Это субъективный образ соответствующей политической системы. П. с. формируется в процессе познания субъектом определенных политико — властных отношений, политических интересов, установок, ценностей, а также в процессе политического воспитания, формирования политической культуры субъекта политики.

Гаевский Бы. А. Философия политики: Учеб. пособ. — К., 1993; Гофман Л. Я, Шестопал £ Б. Политическая психология. — Ростов н/Д, 1996; Головатый Н. Ф. Политическая психология. — К., 2001; Общественное мнение и власть: механизм взаимодействия. — К., 1993; Общественное сознание и его формы / Общ. ред. и пре — дисл. В. Ы. Толстых. — М., 1986; Политологический энциклопедический словарь: Учеб. пособ. для студ. вищ. учеб. закл. / За ред. Ю. С. Шем — шученка, В. Бы. Бабкина. — К., 1997.

М. Головатый