Самоуправление — право территориальной общины самостоятельно решать вопросы местного значения, реализуется непосредственно или через органы местного самоуправления — совета, органы самоорганизации населения, территориальные сборы. Этот термин часто используется в словосочетании «местное самоуправление». Это подчеркивает прикладной характер управления относительно конкретной территории. С. также предусматривает коллективное участие в управлении. С. является частью системы государственного управления и проявлением функционирования гражданского общества. Местная инициатива, местные интересы, местное общество как элементы местного самоуправления не является противовесом государственным интересам или государственной власти. Вместе с тем существуют примеры, когда центральная власть сдерживает или отрицает развитие местного самоуправления, что связано прежде всего с авторитарным или тоталитарным политическим режимом, когда «система» видит опасность в наличии любой свободы. За демократических условий местное самоуправление выполняет функцию снятия определенной нагрузки с государственной центральной власти посредством участия в местной жизни и решении местных вопросов на местном уровне.

Местное Сек. реально может функционировать в условиях субъектности местной общины, что предполагает развитость гражданского общества и не только формальную регламентацию правил, но и наличие местной инициативы. Местное Сек. является уникальным сочетанием гражданского с государственным.

Согласно законам Украины, местные советы имеют право регистрировать органы самоорганизации населения и наделять их частью собственной компетенции. Фундаментальные принципы самоуправления определены в отдельном разделе (XI) Конституции Украины, что говорит о его краеугольное место в системе государственного строительства.

В теоретическом контексте идея гражданского общества как стремление городских общин выйти из-под юрисдикции землевладельцев развития и новое звучание приобрела во времена просвещения в XVII — XVIII вв. в трудах идеологов либерализма А. Смита и Дж. Локка, которые рассматривали его в русле частных рыночных интересов. В трудах Е. Мейера, А. Лаванды, А. Ресслера и других немецких ученых разработана теория «свободных общин», согласно которой община по природе является автономной, создана не государством, а поэтому имеет право управлять своими делами. Известные и государственные концепции самоуправления, разработанные в трудах А. Грабовского, И. Евтихиева.

Самоуправление и самоуправление как феномен имели место и без теоретического обоснования, как форма существования общества. Понятие «общество» как объединение жителей города или села, сопутствующее понятию «самоуправление», встречается в памятниках древнего права — «Русской правде» и «Литовском статуте».

Считается, что одним из параметров местного Сек. является экономическая самостоятельность, которой так нуждались средневековые европейские города в условиях развития торговли. (Сегодня финансовая самостоятельность общины для решения местных вопросов тоже является одним из важных условий, что обеспечивается местными налогами или дотациями из центрального бюджета. Последнее формирует определенную зависимость и финансовую подчиненность центральной власти.) В тот период регламентация правил, в том числе торговли, что предусматривает определенную свободу, была зафиксирована в законе, известном как «Магдебургское право». Иногда его называют «конституцией самоуправления городов». В Украине магдебургское право первым получил Владимир — Волынский в 1324 г., а Киев — в 1494 г. На украинских землях магдебургское право предоставлялось грамотой Великого князя Литовского или польского короля, а в XVII — XVIII вв. подтверждалось документами украинских гетманов и русских царей. В XX в., в советский период, местном Сек. теоретически придавалось ключевое значение в системе власти. Так, местное Сек. было восстановлено Конституции 1937 г., когда был отменен принцип выборов по классовому признаку и введено всеобщее равное избирательное право. Вместе с тем при отсутствии других общественно-политических институтов местное Сек. имело формальный характер и было атрибутом государственного аппарата и централизованной власти.

Европейское сообщество, опираясь на опыт, выработало «Европейскую хартию местного самоуправления», в ст. С которой говорится, что местное самоуправление означает право и способность органов местного самоуправления в пределах закона осуществлять регулирование и управление значительной частью общественных дел, относящихся к их компетенции, в интересах местного населения.

Некряч А. И. Местное самоуправление в Украине: этапы становления и перспективы. — К., 2002; Шамайда Т. Местное самоуправление в Украине. История и современное состояние // Обобщение польского опыта местного самоуправления и перспективные направления развития местного самоуправления в Украине. — К., 2001; Панійко Ю. Теоретические основы самоуправления. — Львов, 2002; Заборова Е. Н. Участие граждан в управленим огородом // Социологичес исследования. — 2002. — № 2.

Г. Балабан