Восточная украинская диаспора — значительное количество (около 15 %) всего населения украинской национальности проживает в России и других государственных формированиях бывшего СССР. Истоки эмиграции из Украины на восток достигают раннего средневековья. Начиная с конца XII века. все чаще встречаются, по свидетельствам письменных источников, единичные случаи, когда этнические украинцы небольшими группами начинают мигрировать на московские земли, спасаясь от немилосердного татаро-монгольского ига, угнетения других поработителей. В течение XIV — XVI вв. они постепенно начинают оседать вблизи оборонительных сооружений Курщины и Воронежчины, где были московские гарнизоны. Они нередко нанимались на службу, работали на восстановлении городов, уничтоженных татарами, выполняли другие виды работ.

Массовую волну эмиграции украинцев на земли Московии — в так называемое Дикое поле и Слобожанщину вызвало их недовольство Зборовским ( 1649 г.) договором. Этот поток усиливается после подписания в 1654 г. Переяславского соглашения. Однако такая эмиграция часто осуществляется не только по собственной инициативе украинцев ради карьеры и заработка, но и в принудительном порядке как средство борьбы с теми, кто был недоволен политикой российского правительства в отношении Украины. Со второй половины XVII века. в Москве сформировалась постоянная украинская колония, центром которой стал так называемый Малороссийский двор.

В первой половине XVIII века. количество украинцев в России увеличивается за счет депортированных из Украины членов казацкой старшины, деятелей культуры, науки. Интенсивное принудительное переселение активно началось особенно во времена правления Петра И после перехода на сторону шведского короля Карла XII гетмана. Мазепы в 1708 г. Тысячи украинцев силой были забраны на строительство Петербурга, многочисленных крепостей, укреплений и каналов.

В конце XVII века. в связи с уничтожением Запорожской Сечи происходит заселение украинцами территорий Кубани (современные Краснодарский и часть Ставропольского края). Очагом поселение стало город Новая Сечь (Краснодар). Не менее многочисленной была эмиграция украинского населения Приморского края («Зеленый клин») во второй половине XIX века. Постоянные притеснения и поиски счастья гнали трудолюбивое украинское крестьянство до сурового Сибирского края.

Дальнейшее увеличение украинской восточной диаспоры в районах Сибири, Казахстана, Республике Коми, других землях происходит вследствие масштабных депортаций украинцев во время так называемых розкуркулювань, политических репрессий 30-50-х годов и по другим причинам.

По количеству украинцы в государствах — бывших республиках Советского Союза размещаются так: в России — 4 млн. 363 тыс. чел., в Казахстане — 896 тыс. чел., в Молдове — 600 тыс. чел., в Беларуси — 291 тыс. чел., в Узбекистане — 153 тыс. чел., в Кыргызстане — 108 тыс. чел., в Латвии — 91 тыс. чел., в Грузии — 52 тыс. чел., в Эстонии — 48 тыс. чел., в Литве — 45 тыс. чел., в Таджикистане — 41 тыс. чел.,в Туркменистане -36 тыс. чел., в Азербайджане — 32 тыс. чел., в Армении — 8 тыс. чел.

Украинской народ, где бы ему не приходилось выживать, стремился сохранить свою национальную самобытность, боролся за приобщение подрастающего поколения к ценностям своей этнической культуры и истории. Своеобразным национальным ренессансом можно, в частности, охарактеризовать 20-е — середина 30-х годов XX века когда волны «украинизации» охватили много мест компактного проживания наших земляков. В этот период работали украинские школы, театры, издавались газеты, журналы. Однако с середины 30-х годов положительный опыт решения проблем этнокультурного развития был безжалостно раздавлен прессом тоталитарного режима, что привело к значительному усилению ассимиляции.

Поэтому мы больше знали, скажем, о украинцев Аргентины, о чем украинцев Казахстана. В последние десятилетия С. в. д. практически ничего не имела для удовлетворения своей духовности — учебных заведений, кино, театра, телевидения и тому подобное.

Новый период, когда Украина делает уверенные шаги в развитии своей государственности на пути к политического, духовного, экономического возрождения, открыл широкие возможности к сотрудничеству с этой ветвью диаспоры. Так, 22-23 января 1992 г. в Киеве состоялся i Конгресс украинцев независимых государств бывшего СССР, который наладил связи с украинскими общинами за пределами республики, способствовал дальнейшей консолидации украинского этноса. Фактически во всех республиках бывшего СССР много украинцев объединились в общества, общины, землячества с целью духовного возрождения, развития языка, культуры, пробуждение национальной самобытности. Наметилась положительная тенденция к объединению украинских культурологических организаций целых крупных регионов. В октябре 1993 г. в Москве состоялся Конгресс украинцев Российской Федерации, на котором было создано Объединение украинцев России.

Государственные и общественные учреждения Украины наладили и сейчас поддерживают тесные связи со многими украинскими организациями в Российской Федерации, Молдове и Приднестровье, Казахстане, Беларуси, Армении, странах Балтии, в частности с такими известными обществами: Т. Г. Шевченко в Санкт-Петербурге, «Славутич» в Москве, «Днепр» в Риге, ассоциацией украинцев в Беларуси «Ватра», «Кобзарь» в Уфе, обществом «Зеленый Клин» в г. Спасск-Дальний Приморского края, украинским землячеством Эстонии, общиной украинцев Литвы и др. Начали издаваться украинские газеты в Москве, на Кубани, в Алма-Ате, Мурманске, других регионах. Постепенно возрождается украинское образование в Риге, Москве, Санкт-Петербурге, Вильнюсе. Праздники и дни украинской культуры, организованные украинскими гражданами, проводились в Казахстане, Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, странах Балтии, на Дальнем Востоке и тому подобное.

Молодая Украина, заботясь о создании необходимых условий для возрождения этнической, языковой, культурной самобытности национальных меньшинств, которые проживают на ее территории, в своей міждержавницькій политике добивается таких адекватных действий и со стороны суверенных государств бывшего СССР относительно решения сложного комплекса вопросов восстановления духовной жизни украинцев в Сек. в. д. Эта деятельность осуществляется прежде всего посредством широкого и гласного механизма сотрудничества — переговоров, подписание двусторонних и многосторонних соглашений, работы различных комиссий и тому подобное. При этом Украина четко придерживается такой позиции, что проблемы этнических меньшинств не должны привести к нарушению территориальной целостности и политической независимости государств.

Попок А., Лагутов Ю. Национально-культурные потребности россиян в Украине и украинцев в России // Развитие государства. — 1998. — №9 — 10; Трощинский В., Попок А. Проблемы этнического возрождения восточной украинской диаспоры // Украинские варианты. — 1997. — № 2; Украинцы. — М., 2000.

А. Антонюк