Философия политическая — отрасль философского знания, предметом которого является методолого-мировоззренческие и ценностные принципы познания и интерпретации политики как общественного явления. Очень медленно конституировалась в относительно самостоятельный раздел философского знания, отделяясь от теории политики. Обобщает и дополняет теоретические составляющие политики, раскрывает принципы легитимности политики глубинными элементами внеполитического обобщенно — смысловой характер. В доиндустриальный период истории общества истоками легитимности политики были такие социальные институты, как обычай, традиция, религия. С развитием индустриализации происходит переход к светским институтам легитимности, источником которых становится прежде всего рациональность. Теперь в поисках подтверждения своей легитимности политика апеллирует к разуму, рационального дискурса. Однако сама рациональность еще не гарантирует моральной ценности политики, как это достаточно ясно продемонстрировала еще Ф. п. Н. Макиавелли. Но с течением времени политика все больше нуждается именно в морально-ценностных устоях своей легитимности. Так, французская буржуазная революция, кроме культа разума, выдвинула и ценности свободы, равенства и братства, ссылки на которые и апелляция к которым начали считаться источником легитимности проводимой политики. С тех пор истоки легитимности рассматриваются как такие, что должны быть и морально ценными. Наиболее четко эту позицию И отразил. Кант, который считал, что теория политики должна рассматриваться как прикладная этика. А по мнению Ґ. Гегеля, политика должна совпадать с нравственностью. Распространение этой позиции привело к положению, когда для обретения легитимности политика должна ориентироваться на такие принципы, которые были бы или непосредственно моральными ценностями, или способными выступать в такой роли, то есть быть морально релевантными (например: свобода, справедливость, солидарность, равенство, демократия, независимость, права человека, национальное самоопределение и др.). Обоснование критериев легитимности политических систем, отношений, деятельности именно как морально-ценностных принципов и стало основной задачей современной Ф. п. В связи с этим она может выступать как макро — и как специальная политико — философская теория. Как политическая макрофілософія она составляет подсистему макроетики и на этом уровне разрабатывает принципы легитимации политики общего порядка. Так, примером современной политической макрофілософії является концепция эгалитарного либерализма американского философа Дж. Ролса, которая является подсистемой его теории справедливости. Теория Ролса существенно повлияла на современный политический процесс в США, став основополагающей для многих специальных политических теорий, а также программ некоторых политических партий и отдельных политиков. В Западной Европе в роли политической макрофілософії выступает теория коммуникации Апеля — Хабермаса.

Что же до специальных политико — философских концепций Ф. п., они посвящены вопросам разработки легітимізуючих основ вариантов решения отдельных политических проблем, принципов реальной политики в различных сферах. Они, как правило, ориентируются на те или иные макрофілософські политические теории. Это, например, теория обособления, которая разрабатывает моральные принципы легитимности осуществления территориального отделения, теория дифференцированного гражданства и др. Ф. п. отличается от других дисциплин, которые изучают политику, тем, что она разрабатывает общие морально-ценностные критерии легитимности социально-политической организации, политических институтов, политической деятельности, политического устройства современного общества, политических отношений в отдельных отраслях национальной, социальной, международной политики, а также политических доктрин и политических решений.

В практическом аспекте реализация концепции прав человека в конечном итоге привела к глобальным социально-политических и геополитических изменений, и прежде всего благодаря методолого-мировоззренческом осмыслению современной политики как глобального явления. Ф. п. помогает общественному мнению понять связь политических и моральных ценностей, придать легитимности согласованной политике, которую осуществляют межгосударственные и международные объединения и организации.

М. Михальченко