Форма государственного устройства — административно-территориальная организация государства, которым определяется система взаимоотношений государства как целого и ее составными частями — административно-территориальными или национально-территориальными единицами. Характер таких отношений определяет три известные ныне Ф. д. в. — унитарную, федеративную и конфедеративную. Если унитарное Ф. д. в. называют простым, то федерацию и конфедерацию — сложной. Правда, существует мнение только о две Ф. д. в., поскольку конфедерация, так же как содружество государств ассоциированы союзы наподобие Европейского Союза, прямого отношения к Ф. д. в. не имеют. Принципиальное различие унитарной и федеративной Ф. д. в. заключается в том, что унитарное государство — это единая политико — административная система, власть которой в равной степени распространяется на все ее составные части — административно-территориальные образования. Зато федеративное государство состоит из субъектов, обладающих признаками государственности, органы власти которых наделены законодательными, исполнительными и судебными полномочиями. В некоторых странах, например США, Германии, Российской Федерации, субъекты федерации имеют собственные конституции, а те, что не имеют их, руководствуются в своей внутренней деятельности статутами автономий, краев, областей. Этими актами регулируется деятельность органов государственной власти субъектов федерации, их полномочия и сфера компетенции. В унитарном же государстве система органов административно-территориальных единиц определяется конституцией и законами государства. В унитарном государстве четче, чем где-либо определен принцип политического единства, что подчеркивается наличием только одной конституции, а также системой органов государственной власти, компетенция которых не распределяется между государством и территориями и единой судебно-правовой системой. Как правило, унитарные государства имеют одно гражданство, тогда как в странах с федеративным государственным устройством могут иметь гражданство страны и субъекта федерации.

Что касается конфедерации как Ф. д. в., то она действительно существенно отличается от первых двух форм, поскольку это, как правило, международно-правовая организация суверенных государств, созданная с целью координации некоторых внешнеполитических функций. Как единое целое государство конфедеративного типа выступает лишь во внешних сношениях, тогда как во внутриполитическом аспекте субъекты конфедерации руководствуются собственными конституциями. Определяющим фактором для конфедеративного устройства является наличие суверенитета. Сравнивая две формы государственного устройства — федерацию и конфедерацию, следует отметить, что различие между ними не только в объемах суверенитета, но и в самой правовой основе созидания: если правовой основой конфедерации является союзный договор, то федерации — конституция. В отличие от федерации — объединение нескольких автономных образований с целью решения центральной властью общих для ее субъектов задач — за конфедерации решения общих для членов союза вопросам не обязательны для выполнения каждым субъектом конфедерации. Каждый член конфедерации имеет право не применять правовые акты конфедерации на собственной территории, а также каждый из них имеет право на сецессию — односторонний выход из конфедеративного союза. В условиях федеративного устройства такого права нет. По условиям конфедерации или федерации по-разному формируется бюджетная система. В первом случае бюджет формируется за счет добровольных взносов ее членов. Очень часто нет единой денежной и судебной систем, армии и тому подобное. Действуют только те органы, которые необходимы для осуществления общих задач, выделенных в договорных актах. В круг их задач входит незначительный объем вопросов — война и мир, внешняя политика, общая инфраструктура коммуникаций и тому подобное. Зато в государствах федеративного типа ощутимым является верховенство федеральной власти. В последнее время проявляется тенденция, особенно в странах с либерально-демократическими режимами, двигаться в направлении децентрализации управления и деконцентрации власти, что происходит не только в условиях федеративного государственного устройства, но и унитарного. В связи с этим специалисты отмечают сближение функциональных характеристик унитарных государств с децентрализованным управлением и государств с федеративным государственным устройством. Примером этого может быть реальное состояние функционирования государственного устройства в таких унитарных странах, как Великобритания, где Шотландия и Северная Ирландия имеют особый статус и особые отношения с центральной властью; Испания — особый режим автономного функционирования Басконии и Каталонии, некоторых других провинций; Украина — особый конституционно определен статус Республики Крым.

Л. Шкляр