Химера — неестественное сочетание в одном предмете элементов различных систем. В изобразительном искусстве X. примером является образ демона, сочетающий голову льва, туловище козы и хвост дракона. В научный обиход этот термин впервые ввел Л. Гумилев для обозначения так называемых химерных этносов. Для адекватного понимания того, что подразумевает под X. этот исследователь, необходимо обратить внимание еще на несколько понятий, которые играют ключевую роль в етнологічній концепции Гумилева. Прежде всего речь идет о понятие «суперэтнос», под которым понимают этническую систему, состоящую из нескольких этносов, которые сосуществуют одновременно в одном ландшафтном регионе. Такое сосуществование может быть более-менее гармоничным, тогда можно говорить о этнический симбиоз — следующее принципиальное понятие гумільовської этнологии, согласно которому каждый этнос занимает свою экологическую нишу. По условиям симбиоза на суперетнічному уровне оба компонента системы живут за счет природного ландшафта, хотя такое сосуществование не исключает спорадических локальных конфликтов. Но все ужасы суперетнічних столкновений за условий симбиотического существования тускнеют, отмечает Гумилев, перед ядом X. на суперетнічному уровне. Сосуществование несовместимых этносов в одной экосистеме является разрушительным, поскольку один этнос начинает жить за счет другого, таким образом истощая его пассионарной энергию — еще одно ключевое понятие для понимания концепции в целом и природы вычурности в частности. Механизм «химеризації» по Гумилеву заключается в том, что в суперетнічну систему, которая состоит из нескольких этносов, которые сосуществуют и живут за счет природы и труда, этническую систему, которая может состоять из субэтнических элементов етносистеми, проникает чужая этническая целостность, которая, не находя для себя экологической ниши, вынуждена жить не за счет ландшафта, а за счет тех этносов, которые заняли соответствующие экологические ниши и адаптировались к ним. Это, замечает Гумилев, не просто соседство или симбиоз, а X., то есть сочетание в одной целостности двух разных несовместимых систем. Таким образом, «химерный этнос» по Гумилеву — это образования, возникшие в зоне контактов этнических систем, которые существенно отличаются между собой традициями и стереотипами поведения. В X. доминируют эклектические формы отношений и связей, которые нарушают гармонию и целостность этнической (суперэтнической) системы, проявляется во вкусах, взглядах, представлениях и поведенческих стереотипах. Это сообщество, которое потеряла этнические признаки, а ее носители — манкурты и безотцовщина. На этом основании ученый считал, что X. неспособна к развитию, а может только существовать определенный промежуток времени, растворяясь в каком-либо другом этническом потоке. Образование химерного типа ученый называл «антисистемами», то есть ее представители выступают инициаторами кровопролитных конфликтов, сами становясь жертвами других этносов — систем. Примерами образований типа X. Гумилев называл контакт гуннов и китайцев в III ст. н. е., который закончился уничтожением почти всех этносов, вошедших в это объединение. Другим случаем X. он считает средневековое государство — Арабский халифат, где благодаря гаремам произошло смешивания с другими суперетнічними сообществами. Такие процессы происходили, на его взгляд, в Оттоманской Порте, а ранее — в Болгарском царстве, созданном выходцами из Поволжья с участием славянского этнического элемента. Здесь возникла антисистема богомилов. X. существовали также в доколумбовой Америке (цивилизации инков и муїсків), уничтоженных испанскими конквістадорами). Подавляющее большинство перечисленных X. сформировалась в результате вторжения представителей одного суперэтноса в расположение другого, после чего агрессор пытается существовать не за счет использования ландшафта, а эксплуатации покоренных народов. Вследствие этого происходит упадок X., так как победители деградируют не в меньшей степени, чем их жертвы.

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — М., 1994.

Л. Шкляр