Цицерон Марк Туллий (106 — 43 гг. к н. э.)— древнеримский политический деятель, оратор, мыслитель, принадлежавший к сословию всадников, впервые выступил с политическими речами в 81 — 80 гг. к н. е. против диктатуры Корнелия Суллы. Политическая карьера Ц. состояла из должностей квестора, претора, консула, проконсула, сенатора. Опираясь на сочинения древнегреческих политических мыслителей Платона, Аристотеля, Зенона и других, написал политические трактаты «О государстве», «О законах», «О границах добра и зла», «Об обязанностях» и др. (всего 19). Кроме того, отдельные политические взгляды, оценки и выводы содержатся в 58 судебных и политических речах и более чем в 800 письмах Ц., которые являются ценными источниками о политическое положение и политические процессы Римского государства. Политический идеал Ц. — смешанный государственный строй, то есть сочетание элементов монархии, аристократии и демократии, образцом которого он считал Римскую республику 3 — нач. 2 ст. к н. е. Управление в таком государстве в периоды кризисов поддерживается выдающимися правителями, хранителями государственной законности, в которых сочетаются теоретические политические знания и политическая (в том числе ораторское) практика. Практической политической программой Ц. была согласие и единомыслие блока сенатского и вершницького состояний против демократии и претендентов на монархическую власть. Такая позиция приводила Ц. как политика в оппозицию против диктатуры С. Катилини, против Первого триумвирата (Цезарь — Помпей — Красс), против покушений Цезаря на республиканские основы Рима. Но он отрицательно отнесся к убийству Цезаря и возглавил политическую борьбу против новой гражданской войны как вождь сената и республиканцев. После создания Второго триумвирата (Август — Антоний — Лепид) Ц. был занесен в прискрипційних списков и погиб как одна из жертв репрессий.

Цицерон существенно развил идею о республиканскую форму государственного управления, в которой раскрыл значение сплоченности, общих интересов и согласия в правовых вопросах, когда естественным путем обеспечиваются врожденные потребности общего блага свободных граждан, защиту их интересов и собственности. Но взгляды Ц. на формы государственного управления и его концепция равенства достаточно противоречивы: с одной стороны, тезисы «по природе все мы подобны и равны между собой», «между людьми никакого различия нет», «перед законом все равны», «считать самых богатых людей лучшими — отвратительно», а с другой — «рабство предопределено природой», «рабское состояние полезный», «равенство свободных несправедлива, когда при этом не отличаются ступени в социальном положении и достоинства». Для современной политологии определенный интерес и научную полезность составляют концептуальные взгляды Ц. на проблемы политического лидера («истинного правителя»), идеального гражданина, истинного права, истинных законов и тому подобное. В Ц. правитель должен быть мудрым, справедливым, предусмотрительным, взвешенным, обладать красноречием, учениями о государстве, знаниями основ права, способностью к самопожертвованию на благо общества; гражданин — способностью сохранять величие духа и благопристойность, не вредить, хорошо работать и защищать отечество; правовые акты — не нарушать естественный порядок, не создавать право из бесправия, добро из зла, честное из позорного. Цицерон разработал проекты законов о религии и о магистраты, которые стали важным вкладом в теорию государственного управления. В них подробно определяются полномочия государственных служащих, определяется мера их власти, как и степень покорности для граждан. Отдельные положения политических взглядов Ц. заложили основы международного политического общения и международного права (гуманное обращение с пленными, необходимость соблюдения международных обязательств, разделение войн на справедливые и несправедливые и др.), хотя в целом он был сторонником мирового политического господства Рима, жесткого террора в отношении политических противников.

В целом можно утверждать, что Ц. принадлежал к интеллектуальной элите древнеримского общества, был первым в истории интеллигентом, который, хоть и на короткое время оказался у руля управления государством. Пожалуй, он является прообразом будущих интеллигентов — правителей с их характерными особенностями, специфическими достоинствами и недостатками. Цицерон жил и действовал в большую и драматическую эпоху не только римской, но и мировой истории, когда республиканский государственный строй, который своими корнями был связан с античной полісною демократией, превращался в тоталитарный режим мировой империи. Теоретико-политическое наследие выдающегося мыслителя отражает современные ему политические процессы и катаклизмы.

Гаспоров М. Л. Цицерон // Советская историческая энциклопедия. — Т. 15. — М., 1974; Политологический энциклопедический словарь. — К., 1997; Утченко С. Л. Цицерон и его время. — М., 1972; Цицерон М. Т. О государстве; О законах. — М., 1966.

А. Пахарев