Запрос — один из видов обращения органа государственной власти, депутатов, уполномоченных должностей и служебных лиц, граждан или объединений граждан к органам государственной власти, их должностных лиц с требованием дать в определенный срок необходимую информацию. В Украине запрос как вид обращения применяется в соответствии с законодательно определенной процедуры. Субъектами По. являются органы государственной власти, их должностные лица, народные депутаты Украины, депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутаты местных советов, граждане Украины или их объединения, адвокаты. Из. может быть коллективным или индивидуальным. Из. подается только в письменной форме и адресуется соответствующему государственному органу или его должностному лицу. Объектом Из. есть информация о событиях, действиях органов власти, состояние дел в соответствующей сфере общественных отношений, а также информация о личности. Цель Из. — получить информацию в определенные законом сроки в установленном порядке. Органы, к которым адресовано. обязаны предоставить информацию, которая касается их деятельности, письменно, устно, по телефону или через публичные выступления своих должностных лиц. Субъектом По. являются юридические и физические лица. Из. юридических лиц вытекает из их компетенции, а Из. граждан — с их правового статуса. Органы государственной власти и объединения граждан имеют право подать Из. в пределах своих полномочий и на их выполнения в соответствующего органа законодательной, исполнительной и судебной власти, должностным лицам, которые обязаны предоставлять информацию, касающуюся их деятельности. Гражданин также имеет право обратиться к органам государственной власти с требованием предоставить ему какой-либо официальный документ независимо от того, касается этот документ его лично или нет, кроме случаев ограничения доступа к информации, предусмотренных законом. Из. подается в соответствии с определенной законодательством процедуры. В нем указывается фамилия, имя, отчество гражданина, который подает С., письменная или устная информация, которая его интересует, и адрес, по которому он желает получить ответ. Как правило, в большинстве стран мира не подлежат обязательному предоставлению для ознакомления официальные документы, которые содержат информацию, составляющую государственную тайну, конфиденциальную информацию об оперативной и следственной работе органов дознания, прокуратуры, суда, спецслужб, органов правопорядка в случаях, когда разглашение информации может повредить оперативным мероприятиям, расследованию или дознанию, нарушить право человека на справедливый и объективный суд и рассмотрение дела, создать угрозу жизни и здоровью любого лица. Также не предоставляется информация, которая касается личной жизни граждан.

Как правило, законодательство устанавливает срок рассмотрения С., процедуру отказа в удовлетворении. и порядок обжалования решения об отказе предоставить информацию. В отказе указывается фамилия должностного лица государственного учреждения, которое отказывает в удовлетворении С., дата отказа, мотивированная причина отказа. Отказ об удовлетворении. можно обжаловать в орган высшего уровня. Если на жалобу, поданную в орган высшего уровня, дается отрицательный ответ, запрашивающий имеет право обжаловать этот отказ в суд и обязанность доказывать законность отказа или отсрочки удовлетворения. возлагается на ответчика — государственное учреждение. Необоснованный отказ в предоставлении возможности ознакомиться с официальными документами или нарушение определенного срока ее подачи без уважительных причин предусматривают дисциплинарную или иную ответственность должностных лиц в порядке, установленном законами. Как правило, спрашивающие имеют право делать выписки из предоставленных им для ознакомления официальных документов, фотографировать их, записывать текст на магнитную пленку, снимать копии и тому подобное.

Информация, полученная в результате С., может быть основанием подтверждения фактов, имеющих юридическое значение.

Георгіца А. Из. Современный парламентаризм: проблемы теории и практики. — Черновцы, 1998; Журавский В. Украинский парламентаризм на современном этапе: Теоретико-правовой аспект: Монография. — К., 2001; Конституционное законодательство Украины. — К., 2000; Очерки парламентского права: Зарубежный опыт. — М., 1993; Сравнительное конституционное право. — М., 1996; Чудаков М. Конституционное право зарубежных стран. — Минск, 2001.

Г. Зеленько