РАЗДЕЛ 3. СРЕДИ ЛЮДЕЙ

Уроки 14-15. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ И ЗДОРОВЬЕ

Цель: углубить знания учащихся о негативном влиянии на здоровье вредных привычек; учить распознавать опасные ситуации, которые требуют категорического отказа; развивать умение отстаивать собственные убеждения, оценивать свои поступки; воспитывать способность противодействовать предложениям относительно курения и употребления алкоголя.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

1. Работа в группах

Обсуждение, какие социальные факторы могут влиять на здоровье положительно, а какие отрицательно.

Варианты для обсуждения: а) реклама; б) записи; в) друзья; в) семья; г) кумиры.

2. Тестирование

1. Какие привычки полезны для здоровья?

а) Соблюдение режима дня;

б) толерантность;

в) неряшливость;

г) безразличие к окружающему миру.

2. Какие элементы социальной среды способствуют здоровью и безопасности людей?

а) Преступность;

б) медицинские учреждения;

в) органы правопорядка;

г) реклама алкогольных напитков.

3. Какие вредные факторы для здоровья могут возникнуть в семье?

а) Употребление алкоголя;

б) воспитание нравственных принципов;

в) насилие;

г) приучение к гигиене.

4. Отметьте признаки дружеских компаний.

а) Умение принимать тебя таким, какой ты есть;

б) желание руководить тобой;

в) расправы за неповиновение;

г) уважение и поддержка друг друга;

д) отсутствие жестких правил.

5. Положительное влияние друзей побуждает:

а) начать курить;

б) лгать;

в) беречь здоровье;

г) достичь поставленной цели;

д) начать употреблять наркотики.

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

— Мы уже говорили о том, что именно необходимо делать для укрепления своего здоровья. А сегодня мы обратим внимание на его повреждения. Не удивляйтесь! Речь идет о трех врагов человечества: алкоголизм, курение и наркоманию. Нам предстоит выяснить, какой вред человеческому организму наносит каждый из них.

Английский философ Томас Пэн считал, что у человечества есть три врага. И они забирают больше человеческих жизней и приносят больше бед, чем все войны, вместе взятые.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Сообщение учителя

— Очень часто дети хотят стать взрослыми, а взрослость свою видят в том, чтобы закурить сигарету, выпить пива на людях, как это показывают в фильмах и как это делают родители. Такие дети с удовольствием попробуют выкурить сигарету с наркотической травкой, или нанюхаться разных веществ, чтобы «поймать кайф».

Это очень глупые и вредные развлечения. Ведь привыкнуть к плохому легко. Гораздо труднее потом избавиться от опасной привычки.

Вот, например, курения. Все знают, что курить вредно, что табачный дым содержит огромное количество ядовитых веществ. И эти яды медленно разрушают легкие, сердце, кровеносные сосуды. Только человек сначала не замечает этого. Да, бывает, подташнивает после первой сигареты, голова кружится. Это организм подает сигнал тревоги. Но не все хотят обращать внимания на этот сигнал. Много школьников травят себя сознательно. Не потому, что им так уж нравится курить, а потому, что боятся, что их дразнят маменькиными сынками, или потому, что хотят казаться взрослее. Не у каждого хватает сил проявить характер и отказаться от сигареты в компании, где курят. Вредно даже находиться рядом с такими парнями или девушками. Хочешь или нет, но ты все равно вдыхаешь ядовитый дым.

А через несколько лет, когда организм устанет бороться с ядом, появится кашель, одышка. Станет труднее бегать, подниматься по лестнице. Например, многие старшеклассники в нашей стране страдают от болезней органов дыхания. И происходит это именно из-за того, что почти половина из них рано начала курить.

Не менее вредным является алкоголь. От него страдают все внутренние органы, а особенно мозг. Отравление мозга приводит к тому, что человек в конце концов теряет способность мыслить — у нее ухудшается память, слабеют умственные способности. Неужели кому-то по собственной воле хочется стать дураком?

Алкоголь «давит» на ребенка: снижается внимание, теряется контроль над собственным настроением. Ребенок начинает плохо расти. Память слабеет, а от этого плохо усваиваются школьные предметы. Начинает болеть печень.

Алкогольное отравление — такое же отравление, как и от других ядов, поэтому пьяных иногда тошнит — организм оказывается умнее своего «хозяина» и пытается избавиться от яда, пока она не всосалась. У человека появляются головная боль и головокружение. Если же такое произошло, ребенку необходимо промыть желудок и дать выпить активированного угля.

Наркотики часто называют «белой смертью». Чем раньше человек привыкает к ним, тем быстрее она умирает. Хронические наркоманы вообще живут очень мало. Наркотики полностью высасывают из человека все его силы.

Пагубное влияние на здоровье оказывают и токсичные вещества. К токсическим веществам можно также отнести средства бытовой химии, некоторые медицинские препараты, дихлофос, ацетон, снотворные препараты.

Людей, которые употребляют эти вещества с целью одурманивания, называют токсикоманами.

Вдыхание химикатов, содержащихся в различных аэрозолях, оказывают влияние на нервную систему, аналогичный алкогольному, только значительно опаснее. Зарегистрировано много случаев внезапной смерти сразу после такой процедуры. Химикаты могут серьезно повредить мозг, печень, почки и легкие.

Нет никакой смелости в том, чтобы пробовать никотин, алкоголь, наркотические и токсические вещества. А вот если вы сумели в компании отказаться от того, что делают другие, значит, у вас действительно есть смелость и воля.

Поддаться своим слабостям, прихотям, вредным привычкам очень легко. Гораздо труднее, например, заставить себя проснуться пораньше и сделать утреннюю зарядку или приучиться обливаться холодной водой. Но если вы хорошо относитесь к себе, то наверняка сделаете правильный выбор.

Почему во всем мире сейчас распространяется пропаганда здорового образа жизни? Почему миллионы людей в разных странах отказываются от курения, алкоголя и начинают заниматься теннисом, плаванием, бегом? Просто многие из них поняли: здоровому человеку живется легче и лучше, и ради своего здоровья необходимо отказаться от всего, что наносит ему вред.

2. Работа по учебнику (с. 62-67)

Упражнение «Микрофон»

Ученики приводят примеры различных привычек. По очереди по рис. 11 называют имя сказочного персонажа и одну его привычку, вредную для здоровья.

— Какие три врага человечества уносят больше человеческих жизней и приносят больше бед, чем все войны вместе?

— Какие привычки называют вредными?

— Почему любой вредной привычки трудно избавиться?

— Какие самые опасные человеческие привычки вызывают зависимость?

— С чем ее можно сравнить?

— Объясните, что такое табачная, алкогольная и наркотическая зависимость.

Работа в группах

Учитель предлагает ученикам прочитать притчу о змее (с. 139) и объяснить, как ее можно связать с вредными привычками.

— Прочитайте вывод в учебнике.

— Докажите, что самым опасным является никотин.

Работа в малых группах

Учитель предлагает учащимся рассмотреть рис. 13 и назвать некоторые последствия курения.

Практическая работа

Проведение исследования по заданиям, поданным в учебнике на с. 65.

Проект

Учащиеся рисуют знаки «Курение запрещено», чтобы наклеить их в общественных местах вблизи дома и школы.

— Какие напитки содержат алкоголь?

— Почему алкоголь называют «похитителем рассудка»?

— К чему приводит употребление алкоголя?

Работа в группах

Ученики работают по заданиям учебника (с. 66).

— Что такое наркотики?

— Докажите, что большинство наркотиков непосредственно угрожают жизни и здоровью человека.

— Что такое токсикомания?

— К чему приводит токсикомания?

Работа в группах

Ученики работают по заданиям учебника (с. 67).

3. Физкультминутка

V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Практическая работа «Моделирование ситуаций отказа от опасных предложений»

— Люди не всегда охотно согласятся с вами, даже если вы выскажете свою позицию с уважением к ним. Кто захочет вас убедить, начнет перебивать, отвлекать от темы, уговаривать. Поэтому важно научиться противодействовать давлению.

Научимся отказывать, говорить «НЕТ!».

— Прочитайте, дополните.

Как отказать тем, кто предлагает тебе сигареты, алкоголь, наркотики?

• Придумать причину и отказаться. (Я занимаюсь спортом, у меня должны быть сильные легкие.)

• Изменить тему разговора. (Рассказать про новую игру, книгу, фильм.)

• Привести факты вредного влияния на организм того, что предлагают.

• Уйти, ничего не объясняя.

• Кратчайший способ — сказать «нет», но сказать это уверенно.

Вывод. В жизни бывают разные ситуации, когда вам могут предложить выпить, закурить, попробовать наркотик. Чтобы остаться здоровым человеком, вы должны научиться говорить «нет». Возьмитесь за руки и скажите дружно: «Нет — курению! Нет — алкоголю и наркотикам!».

2. Работа над утверждениями

— Как вы понимаете пословицу: «Курение — хорошая вещь для бездеятельных людей»; «Сигарета — это шнур, на одном конце которого огонек, а на другом — дурак»?

3. Игра «Пять предложений»

Ученики в пяти предложениях формулируют усвоенные на уроке знания.

VИ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ

— Какие полезные привычки вы имеете?

— Трудно ли вам соблюдать их ежедневно?

— Как они вам помогают?

— От чего зависит значительный процент возникновения болезней человека?

— Какие вредные привычки вам известны?

— Почему курить вредно?

— Вас уговаривают закурить сначала кто-то один, а потом — несколько человек. Ваши действия?

— К чему приводит употребление алкоголя?

— Почему наркотики называют «белой смертью»?

— К чему приводит употребление наркотиков?

— Какой есть пагубное воздействие наркотических веществ?

— Подумайте и расскажите младшим брату, сестре или друзьям о вредном влиянии табачного дыма, алкоголя и наркотиков на здоровье.

— Что такое здоровый образ жизни?

— Почему весь мир пропагандирует здоровый образ жизни?

— С родителями обсудите способы избежания вашей семьи от воздействия табачного дыма, употребления алкогольных напитков.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник (с. 62-67).

Обратиться к знакомым взрослых, которые не курят. Спросить, почему они этого не делают. Выяснить минимум 5 причин. Подумать, какие две причины для вас самые убедительные.

Изготовить таблички со знаками предупреждения об опасности (рис. 15). Вместе с родителями наклеить их дома на препараты бытовой химии.