УРОК № 69

Тема. Повторение изученного о простом предложении. Диктант-перевод с украинского языка на русский с грамматическим заданием

 

Цель: повторить и обобщить с учащимися изученное о простом предложении, совершенствовать у них умение переводит тексты с украинского языка на русский; развивать речь школьников; воспитывать у них уважение к слову.

Ожидаемые результаты: учащиеся отличают простое предложение от сложного; вычленяют грамматическую основу; знают виды второстепенных членов; характеризуют предложения по цели высказывания и по интонации; отличают полные и неполные предложения, верно ставят знаки препинания; переводят тексты с украинского языка на русский.

Оборудование: текст диктанта.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний, умений и навыков.

Ход урока

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Проверка домашнего задания.

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

Переводчик — профессия ответственная. Ему необходимо не только в совершенстве владеть языками, но и знать национально-культурную специфику. Переводчик несет ответственность за качество перевода. Сегодня каждый из вас попробует себя в этой роли, и мы сравним, чей перевод будет ближе к первоисточнику, у кого лучше чувство языка.

 

III. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Диктант-перевод.

СТЕПЬ НОЧЬЮ

Покоится степь, набирается прохлады после дневной ослепительной жаре… Тишина, тишина, как на дне океана. Океан лунной ночи разливается вокруг. И глубину тишины не уменьшает ни сюрчання конька где-то в траве, ни шелест тополиных верхушки… Какой странный этот звездный степь ночью! Где-то песня тает далека, как сквозь сон. Воздух чистый, запашисте. А над тобой простор, усеянный звездами. Светлой порошками курит Млечный Путь — путь твоих предков, проходивших здесь чумаками в черных дьогтярних рубашках… Проходили и не знали, что над ними скрутились в спирали галактики, а теперь и к ним, углубленных в безвестность галактик, достигает твой разум. Но действительно достигает? Действительно наш разум всесилен, всемогущ? Да, действительно, действительно! В самые сокровенные глубины те космические луч мысли твои проникнет…

(По В. Гончаром)

Задания к тексту.

Определите тему и главную мысль текста.

— Определите тип и стиль речи.

— Дайте свой заголовок текста.

— Из скольких частей состоит текст? Озаглавьте каждую.

— Определите тип каждого предложения по цели высказывания и по интонации.

— Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

— Найдите в тексте неполные предложения, разберите их синтаксически.

— Какой член предложения присоединяет союз как (будто)?

— Составьте схемы предложений с однородными членами.

— Найдите обособленный и уточняющий члены предложения.

— В четвертом предложении найдите несогласованные и согласованные определения.

— Найдите в тексте предложение, в котором стоит тире, подчеркните в нем грамматические основы, определите, какими частями речи они выражены?

— Выпишите из текста обстоятельства, определите их вид, укажите, какой частью речи они выражены.

Работа с учебником.

Выполнение упражнений.

[1] — 173 (письменно).

[2] — 475 (письменно).

 

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторит теоретический материал.

2. Написать небольшое сочинение о том, на какие размышления вас натолкнул текст диктанта.

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Задание учащимся.

Сформулируйте, что такое простое осложненное предложение. Назовите такие предложения в тексте диктанта.