Общество, дружба и любовь — нравственные ценности.

Выделение в общении безличной (этикетном, функциональной) и личной форм имело целью подчеркнуть ограниченность функционального общения и показать, что этикетная регуляция не способна передать всю палитру нравственных побуждений и взаимоотношений людей. Именно личное (міжособисте) общение является одной из форм функционирования нравственности. Моральная ценность межличностного общения проявляется в отношении лица к другому как ценности человека, признание ее значимости, доверии и уважении, ее желание творить добро, дарить счастье ей, допустить в свой внутренний мир. Такая ориентация и направленность, как правило, реализуется в отношениях товарищества, дружбы, любви, которые выступают настоящей степени гуманности, порядочности, человечности.

Общительность — это межличностные отношения, которые базируются на единстве интересов в совместной деятельности и предполагающих единство цели, соответствующее равенство, сходство жизненных взглядов. Совместная деятельность — существенная черта общительности, общие интересы вызывают потребность общения, придают эмоциональную окраску отношениям, предполагают взаимопомощь, солидарность, поддержку. Товарищеские отношения — одно из проявлений принципа коллективизма, обеспечивают лицу взаимоуважение, доверие, моральную и психологическую защищенность, строятся по правилу не ущемлять интересов друг друга и не оставаться равнодушным к недостаткам своих и чужих.

В конце XVI — начале XVII века. английский поэт, ученый Джозеф Аддисон говорил: «Дружба в свете часто не больше, как единение с целью удовлетворения какого-либо порока или общение ради какого-то развлечения, наслаждения. Меньше всего шутлива, наиболее скромная дружба часто наиболее полезная. Поэтому всегда человек хотел бы воспринимать друга не в меру усердным». Тогда же английский философ Френсис Бэкон подчеркивал: «Сердечная дружба крайне такая в современном мире, особенно равными, а между прочим дружба больше прославлялась. Если такая высокая дружба существует не только между высшим и низшими том, что благосостояние одного зависит от другого». А древний китайский мудрец Конфуций предупреждал: «А не ослепляет тебя ни дружба наверное недостатков твоего друга, ни половину относительно хороших качеств твоего врага». Действительно дружба базируется на личной симпатии, бескорыстии, доверии, искренности, взаимопонимании, духовной близости, предусматривает взаимопомощь и даже самопожертвование, возможная между свободными, независимыми индивидами, которые признают собственную равенство. Дружеские отношения потенциально ценны, поскольку дают уверенность в своей значимости для другого и надежду на взаимопонимание, сопереживание, взаимопомощь, сострадание, милосердие, внутреннюю эмоциональную привязанность, созвучность интересов. Нравственный смысл дружбы состоит в ее самоценности, Дружба сама собой благо, поскольку связана с глубоким и интимным отношением друзей, взаємоввічливістю и дает психологический комфорт и удовлетворение жизнью. Дружба с общительностью является одним из механизмов социальной интеграции.

Известный французский математик, философ Блез Паскаль, который боролся с иезуитами, с насилием и деспотизмом, говорил, что разумный человек любит не потому, что это ей выгодно, а потому, что он в самой любви находит счастье. А Франческо Петрарка подчеркивал: «Уметь высказать, насколько любишь, значит мало любить». Известный писатель Виктор Гюго указывал, что любовь как дерево, она вырастает сама собой, пускает глубоко корни во все наше существа и нередко продолжает зеленеть и цвести даже на развалинах нашего сердца. У кого нет любви, у того ничего нет. Любовь, желающая быть только духовной, становится тенью, если же она лишена духовного начала, то она неприличная. Любовь определяется как истинное морально-эстетическое чувство, базирующееся на эмоционально-духовном переживании, заинтересованности, симпатии к объекту любви, целенаправленной привязанности, безкорисному и самоотверженном стремлении к нему. Моральная ценность любви заключается в ее способности мобилизовать все силы личности, возбуждать в нем творческую энергию, формировать и развивать у нее духовность. Это огромная сила, может вызвать к жизни глубинный, скрытый потенциал, душевную щедрость, вызывать душевный подъем, придавать особого смысла существованию индивида, испытывать ощущение полной жизни, счастья. Моральное в любви выражает богатство и красоту человеческих чувств, пронизывает связи личности с другими людьми. Любовь как и дружба является основой брачно-семейных отношений. Итак, духовность, избирательность, взаимность, продолжительность и интенсивность являются существенными оценкам человеческого чувства любви (любовь).

Известный польский писатель Генрих Сенкевич говорил, что в мире зла, глупостей, неуверенности и сомнений, что называется существованием, и одна вещь, для которой еще стоит жить и которая, несомненно, сильна, как смерть: это — любовь. Жизнь выработало общие моральные требования в любви. Важнейшими из них являются следующие: относиться к любви как к большой моральной ценности, которая возвышает человека и выступает указателем уровня ее духовного богатства; видеть в любимом друга и понимать, что без дружбы не может быть настоящей любви; быть требовательным к себе, стремиться быть достойным любви, чутким, искренним и внимательным к любимому; знать, что стремление влюбленных к браку является важнейшим требованием любви, которое по-настоящему может оказаться в брачно-семейных отношениях. Ведь Лев Толстой говорил, что любовь есть сама жизнь, но не жизнь не разумное, страдания и умирающее, а жизнь блаженное и безопасное. Итак, моральная ценность товарищеских, дружеских, любовных отношений заключается в том, что реализованные в них нравственные идеалы, принципы, требования духовно возвышают личность и укрепляют нравственный потенциал общества.