Даосизм (от кит. дао — путь) — одна из шести (по классификации Сыма Таня) ведущих течений древней китайской философии. Основоположник Д. — Ли Эр Лаоцзи (многие исследователи высказывают сомнения относительно реальности существования такого лица, это имя — скорее прозвище, которое означает буквально «старый мудрец» и даже «старый младенец»), легендарный автор древнекитайского трактата «Лао-цзы» (древнее название — «Дао дэ цзин» — «Книга о дао и дэ»), канонического сочинения Д. Д. возник на основе верований шаманского характера. Для философии Д. присущи натурализм, зачатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Основные представители — Лао-цзы, Чжуан-цзы. Во II ст. н. е. на его основе зародилась одна из китайских синкретичних народных религий, которая вобрала элементы конфуцианства и буддизма и имела одноименное название, а в V ст. н. е. была провозглашена государственной. В XII ст. создан «Дао цзан» — свод литературы Д.

Основополагающей категорией Д. есть «дао», что символизирует естественный, независимый ни от кого и ни от чего (в том числе и от бога, что было очень необычным для древней философии с присущим ей теологическим окраской) ход событий, воплощение добродетели, естественной справедливости и всеобщего равенства; метафорически уподоблялось воде (податливость и непреодолимость). Любые отклонения от «дао» осуждаются. Чрезмерное обогащение рассматривается как «нарушение дао», так же как искусственное создание государства, все проявления насилия и особенно война. Даже победа в войне не воспринимается как благо — и должна отличаться, с точки зрения Д., «погребальной процессией». Одновременно осуждаются и действия, направленные на преодоление тех или иных отклонений от «дао». их преодоление должно происходить вследствие спонтанной действия «дао». Основным принципом поведения провозглашается «у вэй» — «не деяние», что толкуется не как полное бездействие, сплошная пассивность, а как возможность действовать, не отходя от требований «дао», отказаться от желаний и борьбы. Таким образом, Д. (почти полностью вытеснен в новое время буддизмом, конфуцианством и отчасти христианством) во всех сферах, в том числе и в политической, ориентировал на умеренность, сдержанность, неизменность природного состояния дел. Главная цель адептов Д. — достижение единства с первоосновой мира — дао и посредством алхимии и психофизических упражнений достичь бессмертия. Последователи Д. является в Китайской Народной Республике, где существует Ассоциация верующих даосов.

Политологический энциклопедический словарь: Учеб. пособ. для студ. вищ. учеб. закл. — К., 1997; Щекин Г. В. Человечество и вера. Т. 1. — К., 2003.

Г. Чорней