Диаспора (відгрецьк. diaspora — рассеяние) — расселение значительной части представителей народа (этнических общностей) за пределами страны его происхождения. Д. образовывалась в результате насильственного выселения, угрозы геноцида, действия определенных социальных, экономических факторов, а в отдельных случаях под воздействием климатически-природных катаклизмов. В истории древнейшей является еврейская Д. Она начала создаваться в VIII веке. к н. е., когда ассирийский царь Саргон II завоевал древнееврейский провинцию Самру. Больших размеров приобретает еврейская диаспора в начале VI века. к н. е. после захвата Иерусалима нововавилонським царем Навуходоносором. Иудейская война (60-70-е годы н. е.), во время которой римляне разрушили Иерусалим, массовое истребление местных жителей, в основном евреев, привели к тому, что основной массив еврейского населения Палестины расселился по всему миру. Это понятие, примененное к конкретному народу, в дальнейшем, в процессе исторического развития человечества, стало применяться ко всем этническим группам, которые по тем или иным причинам были оторваны от собственного народа и продолжали не только жить, но и храниться как особая этническая общность.

В средневековье количество Д. постоянно увеличивалась после завоевательных походов, войн, в условиях этнических и религиозных преследований, притеснений и ограничений. Характерной в этом плане была судьба армян, значительная часть которых оказалась в Д. Она началась в XVII веке. после вторжения в Закавказье монголо-татарских орд Тимура, которые за полтора десятилетия уничтожали армянское население. Завоевание Армении Турцией и Персией в XVI-ХVII вв. повлекли все большие масштабы бегства армян за пределы своей родины. Кровавые погромы армян в западной Армении, совершенные турками в конце XIX — начале XX в., привели к новому росту армянской Д. и образование колоний армян в ряде стран Европы, Америки, Ближнего и Среднего Востока.

Новая и новейшая истории открыли новую страницу: Д. начали появляться в связи с экономическими преобразованиями, которые требовали значительных трудовых ресурсов (США, Канада, Латинская Америка, Индия, ЮАР, Австралия).

Ученые считают, что национальная группа может быть определена как Д., если она отвечает большинству следующих критериев: 1) расселение подавляющего части этнической группы в значительном количестве стран за пределами титульной политико — административной единицы или своей исторической родины с обязательным условием, что везде она является национальным меньшинством; 2) важнейший признак Д. — самоидентификация с ней ее членов, отнесение себя к этому этносу даже в случае потери своего языка, религии и тому подобное; 3) наличие в Д. национальной идеи; 4) возникновение Д. в результате критических или даже катастрофических событий на исторических родинах; 5) в отличие от некоторых эмигрантских и подобных им единиц, общины Д. достаточно стабильны и существуют в течение жизни нескольких поколений; 6) одна из главных социальных функций Д. — поддержка разговорного или письменного языка или диалекта как важнейшего механизма первичной социализации, что воспроизводит общину; 7) поддержка и воспроизведение Д. достигается сложным взаимодействием социальных институтов и явлений; чаще всего их элементом являются религиозные общины; 8) каждый Д. и каждая ее община в определенной стране и определенной местности имеют свое специфическое время, свой возраст и проходят через разные стадии развития; 9) пространственная концентрация общин Д. может быть оценена на различных территориальных уровнях. Основная часть сосредоточение диаспорной группы — это городская местность, где города всегда были более космополитическими и терпимее, чем сельская местность.

История возникновения и становления каждой Д. имеет неповторимый и своеобразный характер, но для всех Д. присущи определенные общие функции: а) активное участие в поддержке, развитии и укреплении духовной культуры своего народа, в культивировании национальных традиций и обычаев, в поддержании культурных связей со своей исторической родиной; б) защита социальных прав представителей определенного народа, что связано с регулированием миграционных потоков, занятости, помощи в профессиональном самоопределении, участием в жизни как собственного государства — родины, так и страны, которая приняла диаспору; в) осуществление экономических задач (развитие таких форм экономической деятельности, в которых реализуются специфические виды производства народных ремесел, товаров народного потребления); г) политическая функция, сущность которой заключается в том, что, во-первых, Д. лоббируют возможность получения, как дополнительных для своих стран (народа), так и особых гарантий для их эффективного развития, а также в расширении полномочий на международной арене. Во-вторых, Д. нередко выступает как оппозиция господствующему режиму, организуя при этом все возможные силы (от издания газет до организации общественного мнения) для борьбы с супротивными им политическими силами. В-третьих, Д. непосредственно влияют и на международные позиции страны проживания.

Различными объективными и субъективными факторами обусловлено возникновение украинской диаспоры (см.: Западная и восточноукраинская Д.). Статистика свидетельствует: на трех украинцев, которые проживают на территории своего государства, приходится минимум один, что живет за ее пределами. В Украине живет 37,4 млн. украинцев, в Австралии, странах Америки, Западной и Восточной Европы — более 5 млн., еще 7 млн. — в странах СНГ и Балтии. Однако эти данные не отражают истинного положения дел. По разным причинам значительная часть украинцев только на территории бывшего СССР составляет около 10-12 млн. чел. В памяти народной, например, живут такие понятия, как «украинский экватор», которая проходит в странах СНГ через Кубань, казахскую целину, Алтай и Приморье, или же такие украинские оазисы, как Зеленый Клин в России, «Серая Украина» в далеком Туркестане, Берестейщина в Беларуси. Украинская Д. делится на западную (страны Северной и Южной Америки, Европы, Австралии, Новой Зеландии, Ближнего и Дальнего Востока) и восточную (государства бывшего СССР).

Относительно украинцев и лиц украинского происхождения, которые расселены за пределами Украины, в научной литературе использовались и используются различные определения.

Сначала украинцев, которые покинули Украину и обосновались в других государствах, определяли как украинских эмигрантов. Нередко под влиянием западной колонизации из Европы, как и других европейцев, которые принимали участие и поселившихся за границей компактными этническими группами, называли колонистами, а само поселение — украинской колонией. Однако последний термин впоследствии вышел из употребления.

Со временем украинцев, которые долгое время жили в новых местах поселений их потомков, которые родились там, начали называть американо-канадскими др украинцами. После поражения Украинской революции начала XX века, когда возникло новое явление «политическая эмиграция», которая распространилась почти на все страны пребывания украинцев, широкое применение получил термин «украинская эмиграция». Вместе с тем для второго — третьего поколения украинских поселенцев, в частности, тех, для кого постоянное пребывание в странах рождения не составляло проблем, этот срок не подходил. Такое положение обусловило появление компромиссных терминов: «американские, канадские украинцы» и «американцы, канадцы украинского происхождения». Последний термин содержит два аспекта: прежде всего фиксирует территориальную или гражданскую принадлежность, во-вторых, свидетельствует об украинском происхождении этих граждан.

В 60-70-х годах, которые обозначены активным процессом возрождения этнического сознания в США, Канаде, Австралии, других странах, где находились украинские поселенцы, широко начали использоваться определение «украинцы в Америке», «американские украинцы», если речь шла о легальный гражданский статус — «украинские бразильцы, украинские австралийцы» и тому подобное.

В научных исследованиях применяются также такие термины, как «зарубежные украинцы», «украинцы в мире» (определение считается не точным, ибо включает и украинцев на родине), «украинская этническая группа» и тому подобное.

В настоящее время все большее распространение приобретает термин «украинская диаспора». Однако, как указывают одни авторы, можно ли этот термин применять к тех миллионов украинцев, которые живут в соседних с Украиной странах (России, Беларуси, Польши, Словакии, Румынии, Молдове) испокон веков и являются автохтонным населением определенных их территорий? Другие авторы, например канадский публицист Петр Кравчук, считают, что «діаспорниками также безосновательно называть детей и внуков украинских эмигрантов, которые от рождения являются гражданами, скажем Канады, США и др».

Обстоятельный анализ этих дискуссий сделал профессор университета им. Лойолы в Чикаго (США) Василий Маркусь, который, рассмотрев различные взгляды на проблему, приходит к выводу; что «стержневым моментом в этом понятии сегодня является фиксация факта нахождения определенной части этнического сообщества за пределами территории ее ядра. Диаспора может быть розселена компактно или рассеянно, она может быть автохтонною (когда часть населения того или иного происхождения в результате разделения территории оказывается в составе другого государства) или иммигрантского происхождения». Названные обстоятельства по-разному влияют на сохранение этничности в інонаціональному среде. К тому же термин «украинская диаспора», несмотря на все его условности, — компактный и удобный для пользования, в нашем воображении он вызывает вполне конкретное явление — украинцы и так же лица украинского происхождения, которые живут за пределами территории Украины.

В контексте этого украинская Д. представляет собой сложную этнополитическую и етносоціальну структуру, для каждой части которой присущи свои отличия и особенности содержания украинской этничности, что объединяет украинцев, лиц украинского происхождения, проживающих в иноэтическом окружении за пределами своей исторической родины, имеют общие национальные истоки, важнейшие характеристики этнической самобытности украинского этноса, сохраняют, развивают их и обнаруживают внутреннюю способность к самоорганизации.

Антонюк Е. В. Украинцы в мире // Политика и время. — 1993. — № 5; Колосов В. А., Галкина Т. А., Куйбышев М. В. География диаспор на территории бывшего СССР // Общественные науки и современность. — 1996; Маркусь В. (Чикаго). Почему диаспора: попытка идентификации понятия // Украинская диаспора. — К., 1992. — Число И; Тощенко Ж. Т., Чаптыкова Т. Н. Диаспора как объект социологического исследования // Социол. исследования. — 1996. — № 12.

А. Антонюк