Этнос — особый вид общности людей, которая образовалась в результате естественного развития людей на основе специфических стереотипов сознания и поведения. Эта биосоциальное сообщество формируется и развивается по объективным историческим путем (не зависит от воли отдельных людей) и способна к устойчивому многовековому существованию за счет самовоспроизводства. В этническом понимании в научных работах вместо термина «этнос» нередко используется понятие «народ» как тождественное первому.

Среди ученых существуют различные взгляды относительно определения этого термина и его теории. Значительный вклад в разработку теории Е. в 20-х годах XX века. сделал российский ученый С. М. Широкогоров. По его определению, «этнос есть группа людей, которые говорят на одном языке, признающая свое общее происхождение, обладает комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией, которые отличают ее от других таких групп». Такое понимание этноса в Сек. М. Широкогорова совпадает с рассмотрением его как биологической системы. Широкое обращение к проблеме Е. наблюдалось в 60-х годах прошлого века; в научный обиход ученые вводят значительное количество новых понятий, большое распространение получил, в частности, в англоязычной литературе, термин «этничность» (см.: Этничность).

В современном обществоведческом науке в зависимости от предмета исследования и методологического подхода сформировалось несколько теорий Е.

Во-первых, дуалистическая теория Е. академика Ю. Бромлея, которого по праву считают основателем советской этнологической школы. Он признает Е. как спонтанную міжпоколінну совокупность людей, исторически сформировавшаяся на определенной территории и имеет общие, достаточно устойчивые особенности языка, культуры и психики, а также сознание своего единства и отличия от других подобных образований (т. е. самосознание), зафиксированную в самоназвании (этнониме). Время Ю. Бромлей выделяет те характеристики, которые рассматриваются преимущественно в качестве условий формирования и существования собственно этнических элементов (природно-географо-территориальные, социально-экономические, государственно-правовые и др). Именно эти факторы определяют дуалистическую природу любого Е. и рассматриваются в двух значениях — узком и широком. В первом значении Е., за Ю. Бромлеєм, названный етнікосом и включает в себя собственно этнические характеристики. В широком понимании Е. был назван ученым как етносоціальний организм, в котором сочетаются собственные этнических элементов с условиями его возникновения и функционирования. Определяющим в теории Ю. Бромлея является социально-детерминированная природа Е.— общности людей, которые объединены одним этническим происхождением и на этой базе существуют как структура в рамках государственных или территориальных (анклавных) границ.

Во-вторых, продолжением развития биологической теории Е. можно считать оригинальную, но и найдискусійнішу теорию Л. Гумилева, ставшей известной в науке как пассионарная теория этноса. Основной акцент в этой концепции автор делает на идее, что Е. — физическая реальность, обрамленная в социальную оболочку. Историю человечества Л. Гумилев рассматривает как последовательную череду многочисленных етногенезів, причиной которых являются пассионарные толчки — своеобразные мікромутації, которые обуславливают появление особо энергичных и деятельных людей — пассионариев, способных поглощать энергию из окружающей среды, а следовательно, определять возможности развития самого Е. Источники этих мутационных процессов спрятаны в биосферных явлениях Земли.

В-третьих, заслуживает внимание информационная теория Е., которую предложил М. Чебоксаров с группой исследователей. Она основывается на представлении, что во всяком социальном образовании (в том числе и в этносе), как и в обществе в целом, устойчиво циркулируют информационные потоки, имеющие свои генераторы (источники) и реципиентов (тех, кто их воспринимает). Это дает основание сделать предположение, что в границах устойчивых социальных общностей, особенно этносов, потоки сообщений интенсивнее и более насыщенные, чем вне их.

Анализ указанных теорий Е., других концептуальных подходов к трактовке этого

понятия дают основания отметить, что Е. представляет собой біосоціальну общность людей, для которой характерны такие етнодиференціюючі признаки: общая историческая территория, язык, специфические элементы материальной и духовной культуры (обычаи, обряды, нормы поведения), религия, самосознание, этноним (самоназвание). Важным элементом Е. есть общая историческая территория, где происходил процесс его становления и развития. При этом следует учесть то, что для этнической идентификации большее значение имеет символическую связь с территорией, чем реальный факт проживания на ней.

Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. — М., 1973; Гумилев Л. Н., Иванов К. П. Этнические процессы: два подхода к изучению // Социс. — 1992. — № 1,3; Чебоксаров Н. Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых // Советская этнография. — 1967. — № 4.

А. Антонюк