Европеизм — система ценностей, общность культуры, исторической судьбы народов стран Европейского континента. В ЕСТЬ. выделяют два взаимосвязанных, но относительно самостоятельных начала. Одно характеризуется общностью исторического развития, материальной и духовной культуры, берущих начало из античной цивилизации. Другой общий источник — общие черты современного общественного и государственного строя. Есть. вобрал в себя рожденные в античную эпоху демократии, ее теории (Платон, Аристотель) и практику (Перикл); учение о человеке и его свободе (Сократ, Эпикур); христианство, которое возникло в И в. н. е. в восточной провинции Римской империи, а в IV ст., несмотря на гонения, победив язычество, приобрело статус официальной религии, ставшей впоследствии мировым. Античный способ производства наряду с азиатским заложил основы дальнейшей эволюции материальной жизни общества на Европейском и Азиатском континентах.

Есть. сохранил и развил все ценное, что дала следующим поколениям многоукладная античная экономика: государственную, общественную (коллективную) и частную собственность; рыночное хозяйство, разнообразные формы организации производства, в том числе кооперации; кредитно-финансовую систему; организацию денежного обращения; функционирования банков; опыт развития мануфактур с детальным разделением труда и многое другое. Этот опыт был воспринят с естественным и необходимым корректировкой в средние века и особенно в Новое время, когда возрождались города, стали быстро развиваться капиталистические мануфактуры; внутренняя и внешняя торговля, торговый, ссудный, ипотечный, а затем и промышленный капитал. В отличие от большинства стран Востока, где на протяжении веков и даже тысячелетий функционировали замкнутые традиционные общества с деспотичными режимами, античное рабовладение смогло определенного плюрализма своих политических форм. Уже в IV ст. к н. е. Аристотель в труде «Политика» выделяет шесть форм государственности: монархию, аристократию, политию, демократию, олигархию и тиранию. Он также формулирует главный критерий политического режима: степень полезности государственного строя для общества. В «Политике» была выдвинута гениальная идея о разграничении государства и гражданского общества, творчески развита впоследствии в трудах Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж. Же. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля, Дж. Милля. Разработки этой идеи мыслителями нового времени утвердили в Есть. отдельные направления в теории и практике государства и общества, либеральной демократии, республиканизма и парламентаризма, законодательства, прав и свобод гражданина, многопартийности и тому подобное. Эти проблемы не потеряли своей актуальности и на рубеже ХХ-ХХІ вв.

Современный Является. опирается на опыт прошлого и исходит из новых реалий Старого мира. Учитывая, что Европа в XX в. стала очагом двух мировых войн, потрясших континент и мировую цивилизацию в целом, а также эпицентром «холодной войны» и раскола, европейская идея и модель общественного и государственного развития базируются прежде всего на сохранении и укреплении мира, создании эффективной общеевропейской системы безопасности. Другая основа современного Является. — всесторонняя экономическая и политическая интеграция западноевропейских стран в соответствии с принципом, сформулированным еще Шарлем де Голлем: от «Европы отечеств к родине Европа» — общеевропейская идентичность во всех основных сферах общественной и государственной жизни. Наконец, большой проблемой для современной Европы является определение ее политики в отношении США, с которыми она связана стратегическими измерениями, находясь в одном военно-политическом блоке НАТО, и в отношении Востока континента — России и Украины, без которых нет Великой Европы и подлинной безопасности для континента.

Котвнев А. А. Мир единый и многообразный. — М., 1995; Кудряченко А. И. Европейские перспективы Украины в эпоху глобализации //

Трибуна. — 2003 — № 5-6; Кудряченко А. /. Европейская интеграция: концепция и реалии // Наблюдатель. — 1996. — Na 25.

А. Кудряченко