Современные организации вольнодумцев.

Современные всемирные организации вольнодумцев последовали вековые традиции критики религиозного мировоззрения, клерикализма, а также различных форм мистики и суеверия представленные основанным еще в 1880 г. Всемирным союзом вольнодумцев. Согласно уставу, союз полемизирует с религиозной догматикой и моралью, политическим клерикализмом, обскурантизмом, выступает за рационалистический мировоззрение, свободу совести, отделение церкви от государства. Союз печатает и распространяет свои периодические издания.

Основанный в начале 50-х годов XX века. Международный гуманистический и этический союз (штаб-квартира которого находится в голландском городке Утрехте), поставил цель быть альтернативой догматичній теологии и религии, что усилили свое влияние на людей в послевоенные годы. В 90-е годы XX века. Союз превратился в международную организацию, имеющую филиалы более чем в 30 странах мира. В деятельности Союза активно участвуют много известных ученых, лауреатов Нобелевской премии, деятели культуры, литераторы и философы. Главное направление деятельности Союза имеет два аспекта. Первый — формирование светской этики гуманизма на основе применения научной методологии для критических исследований и оценки новейших религиозных представлений и борьбы против клерикализма. Особое внимание Союз уделяет созданию глобальной этики как основы будущей мировой общности. Второй — широкая и интенсивная просветительская деятельность. Союз издает многочисленные журналы, проводит конференции и круглые столы, организует теле — и радиопередачи, выступает с различными заявлениями и призывами. В США издается журнал «Свободное исследование». Комитет научных исследований паранормальных явлений через журнал «Скептический исследователь» регулярно выступает с критикой астрологии, парапсихологии, так называемых нетрадиционных культов. Создано специальное издательство «Прометей» для пропаганды идей религиозных культов. Общеизвестными стали такие издания Союза: «Запретный плод. Этика гуманизма», «Трансцендентное искушение. Критика паранормальных явлений», «Жизнь без религии», «Гуманистическая альтернатива» и др.

Деятельность обоих союзов является поучительной и для украинской действительности. С получением независимости в Украине все навязывается точка зрения, что только религия (православная, католическая, протестантская — в зависимости от конфессиональной принадлежности популяризатора) может стать основой национального возрождения, а церковь — основой становления отечественной государственности. Слова свободомыслие и атеизм приобретают в таком толковании резко негативного значения. Такой подход способствовал клерикальному окраске некоторых статей групповой Конституции Украины.