Раздел 3. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

 

УРОК № 23

ТЕМА. Решение задач на отражение и преломления света

 

Цель: формировать навыки решения задач на отражение и преломления света; развивать умение работать в группах.

Тип урока: урок решения задач.

Оборудование: карточки с задачами, сборники задач.

 

 

1. Актуализация знаний учащихся.

Структура урока

2. Решение задач на карточках.

3. Итог урока.

4. Домашнее задание

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Живетт всегда природа по своим законам.

Мы изучаем их, стремясь понять,

И очень важно знать и понимать основы,

Чтоб эти знания в жизни применять.

I. Актуализация опорных знаний

Фронтальное опрос

1) Какие свойства света вы знаете?

2) Сформулируйте закон прямолинейного распространения света.

3) Сформулируйте законы отражения света.

4) Сформулируйте законы преломления света.

5) Что называют дисперсией?

6) Какие оптические явления встречаются в природе?

 

II. Решение задач

1) Почему во время захода солнца мы видим Солнце темнокрасным? Еще случается потому, что солнечные лучи, проходя в атмосфере длинный путь, тратят часть энергии.)

2) Почему возникает солнечная дорожка на поверхности воды? (Потому что солнечные лучи отражаются от волн, как от зеркала. В каждой волне образуется изображение Солнца. Ряд таких изображений и создает солнечную дорожку.)

3) Почему с подводной лодки, погруженного в воду, можно видеть то, что происходит на поверхности моря? (Потому что подводные лодки имеют перископы, которые с помощью двух зеркал направляют в глаз наблюдателя лучи света, идущие от тел, которые есть на поверхности.)

4) Почему в жару некоторые предметы кажутся расплывчатыми? (Слои воздуха нагреты неравномерно и преломляют лучи, которые отражаются от предметов.)

5) Как, кроме бегства, защищается от нападающих кальмар? (Выпускает темно-синюю жидкость, изменяя в такой способ не только показатель преломления, но и прозрачность воды.)

6) Жуки-мельницы живут в воде, но являются частыми гостями на суше. Зачем природа дала им две пары глаз? (Поскольку вода и воздух — среды с различными оптическими плотностями, то одна пара глаз нужна для видения в воде, а вторая — в воздухе.)

7) какое оптическое явление говорится в «Слове о полку Игореве»? «Дремлет в поле Олегово храброе гнездо. Далеко залетело! Не было оно в обиду порождено ни соколу, ни кречету, ни тебе, черный вороное, плохой половцю!

Гзак бежит серым волком. Кончак ему след указывает к Дону Великому.

Второго дня утром-рано кровавые зори свет предвещают, черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии. Быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону Великого! Здесь списам преломиться, тут шаблям побиться о шлемы половецкие, на реке Каяле, у Дону Великого. О, Русская земля! Уже ты за холмом!»

(Это гало — световое явление, связанное с преломлением и отражением света ледяными кристалликами. Для возникновения гало необходимо, чтобы между Солнцем и наблюдателем была легкая пелена перистых облаков, состоящих из мелких ледяных кристаллов, которые имеют чаще всего форму шестигранных столбиков. Солнечные лучи преломляются в них, как в призме, и отражается от их граней, как от зеркала. Если кристаллики располагаются хаотично, вокруг Солнца или Луны могут появляться круги; если они занимают вертикальное положение, то образуются ложные Солнца. Бывают гало в виде креста, столба, кольца,…)

8) Как называется необычное явление, описанное французским астрономом Шамилем Фламмаріоном в своей книге «Атмосфера», что наблюдалось в городе Верв’є (Бельгия) в июне 1815 года? «Однажды утром жители города увидели в небе войско, и так ясно, что можно было различить костюмы артиллеристов и даже, например, пушку со сломанным колесом, которое вот-вот отвалится… Это было утро сражения при Ватерлоо!» Еще мираж. Он возникает вследствие преломления и отражения световых лучей, идущих от предметов к глазу наблюдателя через слои воздуха различной плотности. На поверхности слоя воздуха меньшей плотности образуется как бы зеркало, в котором отражаются предметы.)

9) Какое атмосферное явление так поэтично описывает Кент в книге «Саламина»?

«Ночь была безлунная, звездная, морозная и ясная. Темно, только на востоке небо внизу было слабо освещено, будто за холмом горят огни. Я любовался этим слабым светом, вдруг превратилось в снопы лучей, сходящихся, протянувшись вверх. От их прикосновения на юго-востоке зажглась занавес, который, медленно колеблясь, свисает складками с неба. Возможно, это было преподнесено в небеса покрывало Изольды, и там, где его касалось ее дыхание, оно становилось горячим и светлым. От дыхания Изольды, что пробігало по нему, оно трепетало и едва двигалось. Это было так похоже на ее крик: «Он идет! Боже, он идет!» Завеса вспыхнула пламенем и зажгла небо».

(Полярное сияние. Это свечение, возникающее в результате взаимодействия заряженных частиц, летящих от Солнца,— электронов и протонов — с молекулами и атомами земной атмосферы. Появление же этих заряженных частиц в определенных высотах является результатом взаимодействия солнечного ветра с магнитным полем Земли. Полярные сияния, которые наблюдаются, являются достаточно разнообразными. Обычно выделяют четыре основные формы полярных сияний: дуги, лучи, ленты, диффузионные пятна.)

10) О каком подарке идет речь в этих стихотворных строчках?

От солнца с дождем

Мы дождались подарка:

Играет в лучах

Многоцветная арка.

(Радуга. Происхождение радуги впервые смог объяснить Г. Декарт. Радуга возникает, когда Солнце освещает завесу дождя. Причина ее появления заключается в том, что дождевая капля — это маленький шарик, в которую входят солнечные лучи. Луч может выйти из капли после одного, двух и более отражений. Капли дождя не висят неподвижно в воздухе, а довольно быстро падают вниз. Однако они сменяют друг друга так быстро, что глаз наблюдателя не улавливает изменения, которая происходит; в результате наблюдатель видит неподвижное изображение.)

11. В каких случаях угол падения равен углу преломления? (Если n = 1 или α = 0.)

 

III. Итог урока

Подводя итоги урока, учитель обращает внимание учащихся на значимость данной темы, ее практическое применение.

 

IV. Домашнее задание

Повторить изученный материал, подготовиться к тематическому оцениванию.