МОРФОЛОГИЯ

 

ТЕКСТ

 

§52 Средства связи предложений и частей в тексте. Подробное изложение научно-популярного текста повествовательного характера

 

446

1. Какие средства связи предложений в тексте вам известны? С какой целью используются в речи различные средства связи предложений?

2. Прочитайте название текста и предположите, о чем пойдет в нем речь. Прочитайте текст полностью и докажите, что в нем используются такие средства связи предложений, как повтор, синонимы, местоимения, союзе.

МОРСКИЕ ЗВЕЗДЫ — ЧУДО ЦАРЯ НЕПТУНА

Чемпионами по медлительности обычно считают черепах, но рекордсмены по медлительности — это, бесспорно, иглокожие. Когда морские звезды «спешат» к добыче, их скорость может достигать 15 сантиметров в час.

Способ передвижения морских звезд очень оригинален. Звезда выбрасывает ножки вперед и присасывается ими к поверхности дна, а затем сокращает их и таким образом передвигается.

На внешней стороне морской звезды можно заметить небольшое светлое пятнышко.

Это мадрепоровая пластинка — вход в водно-сосудистую систему животного. Сверху эта пластинка покрыта расходящимися по радиусам бороздками. Под бороздками находится известковая пластинка, пронизанная мельчайшими порами. Они задерживают мелкие организмы, находящиеся в морской воде.

Морские звезды — активные хищники и нападают даже на крупных двустворчатых моллюсков. Это кажется просто невероятным — ведь усилие, с которым смыкаются створки моллюска, исчисляется килограммами и в десятки раз превышает его вес. Кроме того, эти иглокожие обладают способностью восстанавливать утраченные органы.

 

У взрослых морских звезд мало врагов. Надежной защитой им служит каждый покров, который как бы инкрустирован массой известковых пластин, образующих у большинства звезд жесткий скелет.

Ы. Дроздова

3. Выделите структурные части текста и объясните, как связь всех частей текста позволяет выразить его смысл.

447

1. Прочитайте предложения. Восстановите текст, расположив предложения в правильной последовательности. Что помогло вам определить порядок предложений?

2. Прочитайте восстановленный текст. Озаглавьте его. Укажите структурные части и обоснуйте их роль в тексте.

1. Эго поддерживает наружный скелет из густой сети упругих волокон, обладающих способностью быстро впитывать и удерживать жидкость.

2. Губки — самые простые из многоклеточных животных.

3. Весь секрет в их невероятной живучести и простота устройства.

4. Из-за этого свойства на протяжении тысячелетий люди бездумно истребляли миллионы и миллионы губок, чтобы использовать их для мытья.

5. Тело губки похоже на студень, пронизанный множеством мелких дырочек.

6. Однако эти существа не только не исчезли с лица Земли, но чувствуют себя вполне сносно.

Из энциклопедии для детей « Чудеса живого мира»

448

Составьте небольшой текст на тему «Жители моря», учитывая, что читать ваш текст будет человек, который никогда моря не видел. Свяжите предложения при помощи слов и словосочетаний: обитатели морского дна, их красочное разнообразие, жители морского царства и др. Придумайте свои средства связи. Текст-нибудь запишите.

449

1. Прочитайте текст, выписывая ключевые слова и словосочетания. По каким признакам этот текст следует отнести к повествованию? Есть ли в нем элементы описания?

2. Сформулируйте вопросы по содержанию текста

Музыкальность — одна из характерных черт украинского народа, имеющая давние традиции. Найденные киевскими археологами в окрестностях Чернигова музыкальные инструменты — трещотки из бивней мамонта датируют 18-м тысячелетием до нашей эры. К этому же времени относят флейты, найденные на стоянке Молодово в Черновицкой области.

На фресках Софии Киевской (XI век) изображены музыканты, играющие на разных духовых, ударных и струнных инструментах, что свидетельствует о жанровом разнообразии музыкальной культуры Киевской Руси.

В первобытной музыке песня, танец и поэзия были слиты воедино и чаще всего сопровождали обряды, церемонии, трудовой процесс. Музыка и музыкальные инструменты играли роль оберегов во время заклинаний и молитв.

Развитие первобытной музыки стало тем источником, из которого возникла народная музыкальная культура. Музыкальный инструментарий Украины очень богат и разнообразен. Он включает широкий ряд духовых, струнных и ударных инструментов. Значительная часть народных инструментов происходит от инструментов времен Киевской Руси, другие инструменты (например, скрипка) принялись на украинской почве позднее.

В настоящее время украинская музыка охватывает практически все типы музыкального искусства — народную и профессиональную, академическую и популярную музыку.

По материалам сайта «Исторический тур по Украине»

3. Подготовьтесь написать подробное изложение. Для этого выполните следующие задания:

• определите тему и сформулируйте основную мысль текста;

• укажите предложение, в котором отражена основная мысль, озаглавьте текст;

Скоморохи. Фрагмент фрески Софийского собора. ХІв.

 

• выделите структурные части, укажите их рать в тексте, отметьте, о чем говорится в каждой из структурных частей;

• докажите, что все элементы содержания работают на раскрытие основной мысли;

• назовите средства связи предложений, которые используются в тексте;

• составьте план текста;

• задайте друг другу вопросы по содержанию текста и дайте на них ответы;

• выпишите из текста незнакомые слова, установите их значение по словарю;

• запомните написание следующих слов: археолог, мамонт. Молодово, церемония, оберег, академический, популярный.

4. Напишите подробное изложение текста.