ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Урок 46. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ПО ЯЗЫКУ («Существительное»)
Цель: проверить уровень сформированности знаний учащихся по теме «имя Существительное»; развивать мышление школьников, внимание, самостоятельность; воспитывать культуру оформления письменных работ.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
III. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Вариант 1
1. Как называется изменение окончаний существительных?
а) Дежурство;
б) вопросы;
в) спряжение.
2. В каком ряду все приведенные слова — существительные?
а) Буква, шумный, крик, дождь;
б) воля, подсолнечник, щедрость, ворота;
в) гнев, шлепает, летом, шмель.
3. В какой строке все существительные даются в форме множественного числа?
а) Степи, горы, леса, подъем;
б) свекла, мечты, серпы, вишни;
в) казак, борщи, мячи, книги.
4. Отметьте строку, в котором все слова в предложении записаны правильно.
а) С тяжелой нашей Петрусь возвращался домой.
б) Саша долго думал над сложной задачей.
в) Кот Мурко внимательно наблюдал за мышкой.
5. Запишите существительные в предложном падеже единственного числа.
Книга — Ольха — Фиалка —
6. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте ударение в каждом слове.
Инж..нер, д..ржава, ц..мент, г..сципліна, ч..рнетка.
7. Запишите словосочетания в дательном падеже.
Ученик Петренко —
господин Иванюк —
тренер Федор Николаевич —
8. Представленные слова связать между собой. Определите число, род, падеж существительных.
Пишут, ручка.
Отдыхать поляна.
Спасибо, гости.
Вариант 2
1. Как изменяются существительные?
а) По родам и числам;
б) по падежам и родам;
в) по падежам и числам.
2. В каком ряду все приведенные слова — существительные?
а) Созвездие, морковный, взлететь, расстояние;
б) лицо, тень, милость, львиный;
в) соловьи, украинец, настоящее, плащ.
3. В какой строке все существительные даются в форме множественного числа?
а) Поля, задачи, края, реки;
б) пальмы, сорняки, гвозди, доверие;
в) вокзал, заяц, юность, просьба.
4. Отметьте строку, в котором все слова в предложении записаны правильно.
а) Маленький Тарас потянулся к тарелке с кашей.
б) Под кручей туристы разбили палатку.
в) Ефим наслаждался тишиной.
5. Запишите существительные в предложном падеже единственного числа.
Девочка — радуга — насекомое —
6. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте ударение в каждом слове.
Фу..бол, гв..нтівка, ш..ренга, гардеро.., т..мпература.
7. Запишите словосочетания в дательном падеже.
Господин Василий —
учитель Дмитрий Григорьевич —
брат Игорь —
8. Представленные слова связать между собой. Определите число, род, падеж существительных.
Читать, книга. Встретиться, Николай. Спасибо, друзья.
IV. ИТОГ УРОКА
— Какие задания оказались самыми сложными? Почему?
— Какие наиболее интересными?
— Как следует работать, чтобы избегать ошибок?
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ 57
1. Проверка домашнего задания (вправа202, с. 91)
— Прочитайте прилагательные с основой на твердый согласный.
— Прочитайте прилагательные с основой на мягкий согласный.
— Объясните правописание окончаний прилагательных каждой группы в творительном падеже единственного числа.
2. Каллиграфическая минутка
Оо ой йо ом ор ов он
Осенние обруч вот
Два зеленые огурчики
Прохаживались по саду.
— Разберите слово прохаживались по строению.
— Составьте предложение со словом осенние.
3. Игра «Помоги Незнайкові»
— Прочитайте стихотворение. Исправьте ошибки.
Кто в платке красненькая (-ой)
Стал в лесу между дубов?
Может, девочка маленькие (-а)
Назбирать пришла грибов?
Нет, девушка не там стала,
Рябина росла,
Ту платок ткала
Щедро (-а) осень золотая (-а).
М. Познанская
— Почему именно такие окончания должны иметь прилагательные? (Потому что прилагательное всегда стоит в том же числе, роде, что и существительное, от которого он зависит.)