Тема 3

ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА. СТРОЕНИЕ АТОМА

 

УРОК 49

Тема. Структура периодической системы в свете теории строения атома

 

Цели урока: расширить знания учащихся о периодической системе химических элементов; на основании знаний о строении атома и строения электронных оболочек атомов показать взаимосвязь между размещением химических элементов в периодической системе и их свойствами; показать взаимосвязь периодического изменения электронных структур атомов химических элементов и их свойств.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Формы работы: фронтальная опрос, выполнение тренировочных упражнений.

Оборудование: Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

 

II. Проверка домашнего задания, актуализация опорных знаний

Анализ письменной самостоятельной работы.

Фронтальное опрос (работа с периодической системой химических элементов Д. И. Менделеева)

1. Сколько энергетических уровней, заполненных электронами, имеют атомы элементов с порядковыми номерами:

а) 17;

б) 29;

в) 42?

Составьте схему строения атома и электронную формулу.

2. Напишите электронные формулы элементов:

а) Фосфор;

б) Калий;

в) Аргон;

г) Магний;

д)* Скандий.

3. Распределите на p-подуровне:

а) три электроны;

б) четыре электроны;

в) шесть электронов.

4. Электронная формула атома имеет окончание …3р3. Напишите полную электронную формулу этого элемента, укажите его порядковый номер и название.

5. Составьте схему взаимосвязи понятий в периодической системе и строения атомов. (Ученики под руководством учителя составляют схему.)

 

Понятие в периодической системе

Строение атома

А. Порядковый номер элемента

а) Величина заряда ядра;

б) число протонов;

в) количество электронов

Бы. Номер периода

Число энергетических уровней, главное квантовое число

В. Номер группы

а) Максимальное количество электронов в атоме, которые могут участвовать в образовании химических связей (валентные электроны);

б) для элементов главных подгрупп количество электронов на внешнем уровне

Г. Изменение свойств в периодах

а) Возрастает заряд ядра — увеличивается порядковый номер;

б) увеличивается число электронов на внешнем уровне;

в) увеличивается сила притяжения электронов внешнего уровня к ядру;

г) число энергетических уровней одинаковое;

д) наблюдается сжатие энергетических уровней, радиус атомов незначительно уменьшается;

е) чем больше количество электронов на внешнем уровне, тем тяжелее атома отдавать электроны и тем легче присоединять электроны других атомов

Д. Изменение свойств в группах

а) Возрастает заряд ядра — увеличивается порядковый номер;

б) увеличивается число энергетических уровней;

в) количество электронов на внешнем уровне одинаково;

г) размер атома увеличивается;

д) ослабевает сила притяжения электронов внешнего уровня к ядру;

е) чем больше радиус атома и меньше количество электронов, тем легче атом отдает электроны и труднее присоединяет электроны других атомов

 

6. Инертные элементы имеют такую же электронную формулу внешнего энергетического уровня ns2np6. Запишите электронные формулы атомов Неона и Аргона. Проанализируем эти формулы.

• Сколько свободных квантовых ячеек на внешнем уровне?

• Количество неспаренных электронов?

• Сколько пар электронов на внешнем уровне?

• Сколько электронов может присоединить атом?

• Почему?

Потому что внешний энергетический уровень атомов Неона и Аргона завершен.

 

III. Практика на примерах

Задание 7. Составьте схему строения атома Натрия и иона Na+.

Схема строения атома которого такая же, как и иона Натрия?

Задание 8. Составьте схему строения атома Фтора и иона F.

Схема строения атома которого такая же, как и иона Фтора?

Задача 9. Самостоятельно построить схему строения атома и иона:

а) Магния;

б) Хлора

Задача 10. Подумайте и составьте схему строения ионов S-2, S+4, S+6. Сравните строения атома Серы и ионов Серы. Чем они отличаются? Чем они похожи?

Задача 11. В периодической системе группы делятся на главные и побочные. Они включают элементы, подобные по строению атома.

Элементы, в которых последний заполняемый подуровень — s, называют s-элементами. В каких группах располагаются s-элементы? (В I, II группах, главной подгруппе)

Задача 12. Используя периодическую систему химических элементов, приведите примеры p-элементов.

Элементы, в которых последний заполняемый электронами подуровень — г, называют p-элементами. В каких группах периодической системы находятся p-элементы? (В IIIVIII группах, главной подгруппе)

Задача 13. Используя периодическую систему химических элементов, приведите примеры p-элементов.

В побочных подгруппах расположены элементы, в атомах которых электронами заполняется (d-подуровень, — это d-элементы. На внешнем уровне в атомах химических элементах находится один-два s-электрона. Сколько таких элементов может быть в каждом периоде периодической системы? Почему? Потому что максимальное количество электронов на d-подуровне — 10.

Задача 14. Используя периодическую систему химических элементов, приведите примеры d-элементов.

В нижней части таблицы расположены два ряда химических элементов, называются лантаноїди и актиноїди. В каком периоде они должны располагаться? Сколько таких элементов в каждом периоде? Почему? Элементы лантаноїди и актиноїди отличаются от остальных химических элементов тем, что в них заполняется электронами f-подуровень, максимальное количество электронов на f-подуровне — 14, поэтому и f-элементов в каждом периоде — 14.

Задача 15. Используя периодическую систему химических элементов, приведите примеры f-элементов.

 

IV. Подведение итогов урока

1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

2. Почему в короткоперіодній форме периодической системы на главные и побочные подгруппы? Чем отличаются элементы, расположенные в главной и побочной подгруппах?

3. Какое максимальное количество периодов может быть в периодической системе?

4. Какое максимальное количество групп может быть в периодической системе? Почему?

5. Почему изменяются свойства химических элементов в периодах и группах?

 

V. Домашнее задание

 

Проработать соответствующий параграф учебника, ответить на вопросы, выполнить упражнения.