Политическое пространство — это сеть политических полей, которые обеспечивают политическое руководство на всех уровнях общества и мира.

Политическое поле представляет собой систему объективных связей политических позиций социальных субъектов. П. п. как категория — это идея без образа, который выражает порядок существования и последовательного осуществления явлений политического мира.

Свойства П. п. делятся на общие и специальные. К ним относятся: всеобщность, атрибутивность, субстанциональность, початковість, фундаментальность. Множество специальных свойств П. п. образует метрические свойства. Они описывают пространство с точки зрения величины. Топологические качественные параметры П. п. выражают свойства с позиций однородности, изотропности, размерности, порядка, связности, компактности, устойчивости. При этом следует учитывать, что политические структуры — несущие конструкции политического процесса — неравномерно распределены на земных площадях; их оси симметрии разнонаправленные, різноплощинні.

Идею внутренней целесообразности, структурированности П. п., его устойчивости выражает понятие «миропорядок». В фундаменте этого понятия лежит геополитика как наука.

К. Шмитт (немецкий геополитик XX вв.) утверждал тесную связь культуры с пространством. Не только государство, но вся социальная реальность, в том числе право, берут начало из качественной организации пространства. Шмитт разработал геополитическую теорию «большого пространства». Она рассматривает процесс развития государства как движение к привласнювання наибольшего территориального объема.

Понимание П. п. зависит от того, в каком культурно-цивилизационном контексте его рассматривать — западном или восточном. В зависимости от той или иной системы выделения типов цивилизаций (или культурных кругов) получаем соответствующее количество моделей П. п. Основными являются два концептуально-пространственные понятия — Восток и Запад. Пространственный индекс политического Востока дает основания для его понимания как политического синонима традиции, консерватизма. Симметричное ему «западное» отношение к политическому вообще ориентировано на восприятие П. п. как сферы прагматики, «чистой политики», «реальной политики», которая является антиподом «Idealpolitik», «идеальной политики».

«Западное» понимание П. п. базируется на прогресизмі западного пути развития и западной цивилизации с общим эталоном, к которому должны двигаться все регионы и народы мира. П. п. как политическое вообще для Запада — это модернизация, нечто противоположное консерватизму. Это пространство ценностей становления и развития, оптимизации свободы и демократии, технологического усовершенствования системы власти, избирательной системы, защиты прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя и условий для функционирования открытого гражданского общества, результативной и эффективной деятельности государственных органов. Политика здесь видится как инструмент преобразований и реформирования общества и государства. ее смысл заключается в социальной динамике, в развитии, в постоянном изменении, но при сохранении рамочных ценностей — свобода и права индивида, рынок, частная собственность.

Сегодня и Восток, и Запад оперируют в основном западными политическими концептуально-пространственными инструментами, которые рассматриваются как «универсальный эталон». Безусловно, в отдельных случаях «восточные» аспекты П. п. могут искусственным путем подавляться с использованием различных средств, в том числе и военных, но они полностью не исчезают. Это означает, что при конкретных обстоятельствах и условиях Восток обязательно проявит свои глубинные архетипические качества в политическом пространстве.

Бурдье П. Социология политики / Пер. с фр. — М., 1993; Политологический энциклопедический словарь: Учеб. пособ. для студ. вищ. учеб. закл. — М„ 1997.

В. Храмов