Русификация — совокупность действий, условий и мер в национальных не русскоязычных республиках или в отдельных регионах Российской Федерации по сужению или отстранение на второстепенное место употребления родного языка, пользование достижениями национальной культуры, изучение своей истории и т. д. большими и малыми компактно розселеними этносами и вынесение на передний план знания русского языка, культуры, истории. Психологическим и идеологическим базисом Г. есть российский великодержавный шовинизм. По словам И. Дзюбы, именно он составил «психологический механизм русификации, ее «душу». Г. — унижение всего национально-нерусского по сравнению с российским. Г. проявляется и в том, что превозносится русская культура как будто бы высшая степень развития, а все остальные национальные культуры советских народов должны беспрекословно следовать за ней, как за непревзойденной культурной доминантой. Г. осуществляется в таких формах, как обучение на русском языке в нерусских школах, преподавание на том же языке в средних специальных и высших учебных заведениях национальных республик, пребывание в русскоязычных средах учреждениях, предприятиях, на строительстве, в армии, перемешивание населения, отрыв людей от их национальных групп или сред, от их национального языка и культуры, лишения их этнического и национального сознания и тому подобное. Г. открыто и активно осуществлялась царским правительством в дореволюционное время. При советской власти русифікаційні процессы формально осуждались, но в отдельные периоды в латентной форме они так или иначе осуществлялись. В послевоенные годы, особенно в так называемый застойный период, Г. проявлялась в различных формах. В Украине, начиная с середины 60-х годов, катастрофически уменьшалось количество школ с украинским языком преподавания. Г. в широком плане охватила не только сферу обучения и культуры, где под видом «обогащения» насаждалась русская культура, фактически вытесняя культуру нерусских этносов. Она оказалась также в политическом, правовом, хозяйственном бесправии национальных союзных и автономных республик. Обобщая, можно сказать, что Г. оказалась в таких формах, как теория «слияния языков»; принудительное навязывание «двуязычия» нерусским народам; теория о русский язык как «второй родной» как средство межнационального общения; неконтролируемые миграционные потоки русского населения в других национальных сред и на территории и образования там русскоязычных анклавов; сокращение в национальных республиках школ, где обучение велось на родном языке; сокращение тиражей национальных изданий (газет, журналов, книг) на своем родном языке и увеличение тиражей русскоязычных изданий; аналогичная ситуация сложилась с репертуаром национальных театров, объемом радио — и телепередач.

Русификация тормозила развитие национального самосознания и активно использовалась для борьбы с так называемым буржуазным национализмом. Длительное время в отдельных национальных республиках, в частности в Украине, ученики совсем не изучали такие предметы, как история Украины, география Украины и другие. Также Р. оказалась в такой форме, как антинаціональне отношение к национальных нерусских меньшинств, компактно проживающих на территории России: они не имели и в основном не имеют своих школ, газет, театров, клубов, постоянных радио — и телепрограмм.

Касательно Украины. Дзюба выделяет некоторые характерные факторы и особенности Г. Основными очагами Г. в Украине — «русифікаторськими мясорубками», были города — сначала крупные, затем и маленькие. Русский язык был официальным языком учреждений и организаций, деловых бумаг и начальства, поэтому ее знания, а в дальнейшем и переход на нее были необходимы для достижения жизненного успеха. В подавляющем большинстве высших учебных заведений Украины преподавание велось на русском языке, следовательно, она была более престижной, чем украинская. Наиболее разрушительным фактором Г. стал упадок украинского села, которое всегда было оплотом украинской культуры и основным «стержнем» украинской нации. Этот упадок произошел в результате политики коллективизации, голодоморов и планово-административной экономики, которая привела к появлению так называемых неперспективных сел и оттока сельских жителей в города или их миграции в другие республики СССР.

Русификация — это деформирования, препятствование процессу созидания из этноса нации. Г. становится на пути консолидации этноса, не способствует образованию из этнической массы народа, нации, сплошного культурного организма, способного к самостоятельной культурной и политической жизни. Г. так или иначе приводит к нарушению принципа абсолютного равноправия всех языков, свободы выбора языка гражданами, то есть к нарушению основ языковой политики.

Малая энциклопедия етнодержавознавства. — К., 1996; Дзюба И. Интернационализм или русификация. — К., 1998; Пеночка М. М. Украинское село: этнонациональный измерение (70-е — середина 90-х). — К., 1998.

В. Семко