Мир политический — это мир политических явлений, процессов, который существует в своей тотальности для каждого социального субъекта; множество и единство политических форм взаимодействия, взаимосвязи тенденций, которые определяют функционирование и развитие личности, общества и государства; система и совокупность народов, государств, их институтов, социальных сообществ, а также организаций и движений, которые имеют определенные политические цели в сфере международных отношений; обусловлено множеством конкретных общественных различий и динамикой их обновления открытое политическое поле существования и бытия социальных субъектов различных уровней и масштабов; форма цивилизационной организации жизни личности, общества, государства, человечества.

Мир политический для каждого человека, общества, отдельного государства (или коалиции государств) свой. В этом плане системообразующими характеристиками С. п. есть отношение человека к власти, политическая коммуникация (информация) и организация. Система взаимодействия человека и власти осуществляется посредством использования информации и организации. При этом власть внешне проявляется как сила. В свою очередь, организация заявляет о себе как процесс производства информации и осуществления власти, а внешне — как миропорядок. Информация — это и знание, и сила, и коммуникационная действие. Благодаря внешней энергии информация должна наладить и утвердить внешнее состояние согласия, сотрудничества или борьбы. Информация предстает как развернутая сила, носитель смысла, который в форме знаний — проектов превращается в стремление, решение и конкретное действие. Тем самым обеспечивается политическое развитие, реализация и познание воли к власти — такой родовой механизм самореализации личности, обществ и человечества в Сек. п., благодаря ему, при его помощи, в его измерении. Поэтому человечество должно строить свое отношение к политическому миру на разумной основе, используя современные концепции, теории.

Интерпретация С. п. с точки зрения отношения к нему дает возможность рассматривать его как мировой политический процесс в многогранном измерении. Концептуальные основы такого процесса содержатся в теории «мировых систем», которую создали И. Уоллерстайн и Й. Галтунг. Согласно этой теории мировой политический процесс является функцией макросистемы, состоящей из отдельных подсистем. Гетерогенность макросистемы, которой в этом случае является С. п., определила характер эволюции мирового политического процесса от биполярности в 50-80-х годах XX века. в стремлении создать однополярный С. п. с государством — гегемоном (или коалицией государств) или вообще в будущем под началом мировой верхушки.

Существенное распространение параметров мирового политического процесса свидетельствует новый миропорядок, который еще недостаточно легітимізувався, но очень остро напоминает человечеству о себе через войны (Афганистан, Югославия. Ирак тому подобное) и дальнейшую интернационализацию (расширение ЕС, создания ЕЭП и др.) и современную глобализацию світополітичних (ООН, 7+1, НАТО и т. д) и мирохозяйственных связей, отношений (ВТО, МВФ, ВБ и тому подобное).

Структура С. п. — структура мирового политического процесса состоит из множества политически значимой деятельности, политических отношений, политических акций различных по уровню активности социальных субъектов. С. п. присущи такие черты: многообразие переплетения интегральных и дезінтегральних политических процессов; наличие спонтанных и сознательных политических акций; собственная субстанциональность социальных субъектов; неопределенность и значительная динамика качественно новых политических ситуаций; нарушение норм международного права, прав человека и гражданина; отчуждения личности от институтов власти и политических партий, которое проявляется в абсентеїзмі, международном терроризме, наркомании и других формах социальной патологии.

Реальный Сек. п. — это сложный мир, который отражает взаимоотношения человека и государства в каждый конкретный момент. По историческим периодам это выглядит так. На первом — государственно-центристском — этапе (примерно с XVI вв.) подход к С. п. базировался на положении о государство как носителя верховной власти над человеком. С. п. в пределах конкретной территории проживания людей представляет собой поле тяготения верховной власти, поле однополюсной направленности политики.

На втором этапе содержание Стр. п. постепенно менялся. Политика и правила политической игры окончательно были отделены от этических обоснований. В политике уже видели поле согласия и выполнения некоторого разумного общественного договора в отношениях государства и гражданского общества, а также его представителей (индивидов и их групп) между собой. При этом государство все еще доминировала над гражданином.

XX век внес значительные коррективы в архитектуру С. п.: появились новые политические отношения, теоретические модели политики, а также политические актеры. Начинается третий — социоцентрический — этап в развитии представлений о С. п., когда на смену положению о монополии единой верховной и суверенной государственной власти пришли идеи плюрализма, обсуждение интересов различных социальных групп, которые распределяют между собой сферы влияния на общество и государство. Со становлением в большинстве развитых стран мира демократических систем меняется основная парадигма видения С. п.: от государственного моноцентризма к социальному полицентризму, от доминирования государственной власти к участию во власти всех основных групп граждан.

В конце XX — начале XXI вв. имеют место признаки наступления нового четвертого — цивілітарного — большого этапа в эволюции понимания Сек. п., который должен сопровождаться преобразованиями научных парадигм и отражать новейшие изменения в самом реальном смысле политики, политической жизни человека, в функционировании государства.

Безусловно, и на этом этапе роль государства в политике очень велика. Более того, по некоторым направлениям она будет усиливаться, что будет проявляться в возрастании роли исполнительной власти и управленческого аппарата во всем мире. Эти тенденции будут отражать действие закона роста роли организации в развитии современной цивилизации.

Речь идет также о возникновении безусловно новых подходов к осмыслению политики, политической власти, политической человека и государства, которые отражают их взаимоотношения, прежде всего в самых развитых странах мира. Иначе говоря, концептуальные подходы к толкованию С. п. позволяют сделать заключение о существовании разных социальных и научных сторон политики и многомерный характер этой важной части человеческого бытия.

Головатый Н. Ф. Социология политики. — К., 2002; Политологический энциклопедический словарь: Новч. пособ. для студ. вищ. учеб. закл. / За ред. Ю. С. Шемшученко, В. Д. Бабкина. — К., 1997; Храмов В. А., Мирончук В. Д. Основы политологии. — К., 2000.

В. Храмов