Секуляризация (от пізньолат. saecularis — мирской, светский)— превращение церковной и монастырской собственности (преимущественно земли) в светскую, государственную собственность. В Западной Европе переход лица из духовного состояния в светское происходил с разрешения церкви. С конца XIX века. этим термином обозначалась всякая форма эмансипации от религии и церковных институтов, процесс сужения сферы функционального влияния религии, церкви на жизнедеятельность социума, индивида, увольнение сегментов их жизни от опеки религиозных институтов, от религиозно-церковного санкционирования.

Секуляризация как общественное явление имеет длительную и непростую историю. Срок С. был введен до практического обращения в 1646 г. во время переговоров относительно подписания Вест-фальського мирного договора и в своем исходном значении отражал процесс конфискации церковных и монастырских владений. В историческом контексте С. — это не только экспроприация церковных земель, имущества, но и процесс отделения церкви от государства, десакрализация политики, права, морали, культуры, науки, создание светской системы образования, углубление кризиса доверия в отношении религии, ее возможностей на индивидуальном уровне. В обобщенном виде С. предстает в двух измерениях: 1) «объективная секуляризация» — освобождение общества, его структурных компонентов, институтов от влияния религии и церкви (обозначается понятием «лаїцизація»); изменения в содержании, доктринальных установках, культовой практике отдельных конфессий, деятельности религиозных организаций, их стремление вписаться в контекст общественного прогресса, дать адекватный ответ на требования времени; 2) «субъективная секуляризация» — четкая тенденция снижения уровня и сужение сферы влияния религии, религиозных институтов на сознание индивида, на его бытие.

Причины С. многоплановы и отражают в своей основе сложные и противоречивые по своему содержанию исторические, социальные, экзистенциальные факторы (структурная дифференциация общества, процессы мировоззренческой плюрализации последнего, расширение границ религиозного плюрализма). С. находится в прямой (хотя и контрадикторній) в зависимости от утверждения в социуме принципов свободы совести. Религия все больше становится делом личного выбора индивида, делом его совести. Возникая как важна «общая характеристика» современного общественного развития, С. не является процессом, который ведет к упадку религии, ее отмирание. С. способствует инновационным структурным изменениям в религиозных системах, их модернизации. Утверждая светский дух, присущий современному человеку, она способствует расширению пространства ее автономии, ее свободы.

Политологический энциклопедический словарь: Учеб. пособ. для студ. вищ. учеб. закл. — К., 1997.

Г. Чорней