Политическая социализация — усвоение личностью определенного социального и политического опыта, накопленного обществом и сконцентрированного в культурных традициях, ценностях, нормах статусного и ролевого поведения. Результатом С. п. есть умение человека ориентироваться в общественно-политическом пространстве, а также принимать участие в решении социально-политических и других проблем, в воспроизводстве и дальнейшем развитии политических структур и отношений, политической системы общества. Каждое общество имеет собственный механизм, каналы С. п., универсальные, общественно значимые институты С. п. (семья, система образования, средства массовой информации, государственные, партийные, общественные организации и тому подобное). Роль, значение, направленность и эффективность действий различных институтов С. п. зависят от особенностей политической системы, ее стабильности, правового поля, уровня демократизации общества, состояния развития гражданского общества. Эффективность С. п. лица зависит от ее возраста, полученных знаний, приобретенного практического жизненного опыта, восприятия политической жизни, объективной критической оценки действительности и тому подобное. С. п. — это сложный процесс становления человека как субъекта общественно-политических отношений и политической деятельности. С. п. как процесс включения личности в политическую жизнь имеет такие структурные элементы, как политические интересы, политические потребности, политические знания, политические утверждения, политические эмоции, политическая воля, политическая активность, политическая деятельность. Выделяют две фазы С. п. — первичную и вторичную. Первичная фаза связана с получением знаний, усвоением информации, в том числе и в области общественных, политических наук, с усвоением определенных норм, ценностей. Вторичная имеет место тогда, когда человек способен к самостоятельному продуцированию разного рода норм и ценностей, то есть может образовывать собственную индивидуальную политическую культуру (субкультуру). С. п. имеет две основные фазы: адаптация (приспособление человека к соответствующих социально-политических условий, норм, институтов и выполнения определенных политических ролей) и інтеріоризація (процесс усвоения личностью определенных ценностей, установок, норм, образцов политического поведения, которые присущи другим лицам, отдельным группам, классам и т. п). Объектами С. п. есть лицо (индивид, группа, класс, общество. С. п. невозможна без свободы человека: экономической, политической, духовной, гносеологической. При этом свобода человека рассматривается в тесном сочетании, взаимосвязи с ее ответственностью. Своеобразными катализаторами С. п. лица являются общественно-политические, экономические и другие кризисы, в процессе которых С. п. может происходить быстрее, ускоренно, и наоборот, бескризисное общественное развитие тормозит процесс С. п.

Хмелин В. Н. Социология политики. — M., 1992; Андрущенко В. П., Михальченко M. /. Современная социальная философия: Курс лекций. — К., 1996; Бердяев H. Самопознание. — M., 1990; Головатый Н. Ф. Политическая психология. — К., 2001; Зимичев А. Психология политической борьбы. — К., 1 992; Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. — M., 1982; Ольшанский Д. В. Трансформация человеческого сознания // Полис. — 1991. — № 3; Скворцов Л. В. Культура самосознания и формирование нового гуманизма //Драма обновления / Сост. и общая ред. М. Ы. Мелкумяна. — М., 1990.

М. Головатый