СОЦИОЛОГИЯ ТЕАТРА — отрасль социологии искусства и худ. культуры, предметом исследования которой выступает театр как система социально-художественных отношений, их субъектов и ин-тов.

Распространенные определения «Театр — публика», «Весь мир театр» (В. Шекспир) манифестируют зависимость его от потребностей общества. Уже Платон и Аристотель принимают соответствующие предмету категории С. т. («художник», «публика», «театральные нужды» и др.).

Европейская традиция соціол. изучение театра имеет свои особенности. Англ. традиция связана с идеями ритуальности театра кембриджской культурантропології (В. Браун, Ф. Фергюсон). Франц. школа выделяет жанр социально-истор. и филос. описания социального контекста функционирования театра (Г. Гурвич, И. Девіньо). Нем. направления присущ методол.-теорет. анализ театра на основе развития общ. теории социологии искусства в русле традиций нем. социальной философии и в сочетании с др. направлениям.

Театр рассматривается исследователями формальной школы социологии (Г. Зіммель, Лерон Визе и др.) как «комплекс межчеловеческих взаимодействий», предопределенности достижений театра социальным контекстом (А. Зильберман, Х. Фюген и др.), концентрируя свое внимание на изучении влияния театральной деятельности на общество.

«Профессиональная» нем. социология театра за основу берет понимание театра как в-ва. Специфическая (худ.) С. т. изучает театр как ин-т культурного посредничества, феномен актерства (подразделение «социология актерства»), анализирует состав публики, эффективность деятельности театра. Значительное внимание уделяется публике как «пространственно-временной единства», «ассистенту» актерского ансамбля (Т. Адорно), определению степени ее театральности, перспективности, типологии, роли и функций. Активизация соціол, исследований, связанных в 70-х гг. с интенсивным развитием театральной жизни, упрочила позиции С. т. как соціол. отраслевой теории «среднего» уровня, расширила круг опыты, проблем. Так, в Швеции объектом исследования стали разновидности отношений театра с системой посредников, его взаимосвязь с культурной политикой, социокультурным фоном, др. формами сусп. сознания, функционирования театра как специфической социокультурной подсистемы общества. Все большее внимание уделяется театру как форме общения с культурой, определению эффективности влияния театра на отдельные группы публики и обратного влияния их реакции на развитие театра, его репертуар и творческую направленность.

В России С. т. была основана в 1895. режиссером Является. Карповым, а первой выдающейся работой стала моногр. И. Игнатова «Театр и зрители» (1916). В 20-х гг. значительный вклад в исследование публики сделали В. Мейерхольд, Н. Сац, А. Бардовский. В 90-х гг. сложившиеся направления и школы С. т. в Москве (Г. Дадамян, В. Жидков, Н. Корниенко), Санкт-Петербурге (В. Дмитриевский), Свердловске (В. Волков, Л. Коган). Особенностью этих исследований в отличие от зап. является их комплексный характер с направленностью составление программ гос. регулирование театрального процесса. С. т. по сравнению с другими отраслями социологии искусства приобрела в бывшем СССР наибольшее развитие.

Соціол. исследования театра в Украине были начаты накануне Октябрьской революции 1917 г. в театре Г.Соловьева и приобрели интенсивного развития в 20-х гг. Средства С. т. использовались для определения худ. перспективности тех или др. направлений развития театра (Л.Курбас в театре «Березиль»). Зарождается с участием Л. Курбаса ответвление «социологии театрально-худ. воспитания». Изучается сельский театральный зритель (же. «Деревенский театр», Харьков, 1927).

С 60-х гг. формируются элементы театральной социологии в Киеве (И. Зазюн, В. Гончар), Запорожье (А. Семашко, С. Паламарчук). В 80-х гг. было проведено комплексное всеукр. исследование социально-худ. эффективности деятельности театральных коллективов Украины (А. Семашко с участием И. Безгина, С. Паламарчука), которое было продолжено во времена перестройки и создания государства. Определены черты театрально-худ. трансформаций на протяжении времен застоя, перестройки и современного государства.

Современная социология театра характеризуется возрастающей комплексностью своих исследований, разветвленности направлений, вниманием к постмодернист. тенденций развития театра, направлением определения его специфики как социокультурного ин-ту в системе социальных связей.