Этногенез (от лат. ethnos — народ и genesis — происхождение) — процесс возникновения и эволюция этнических общностей — от племенных образований к народностей и наций. На сегодня нет единой устоявшейся теории этногенеза. Зато есть несколько конкурирующих концепций и гипотез относительно Е. Они отличаются методологическими подходами, теоретическими принципами анализа и категорийно-понятийным аппаратом — познавательным инструментарием исследования. Самые распространенные социологическая и природоведческая (биосферная) концепции Е. В рамках социологической концепции можно выделить классическую марксистскую парадигму Е. и ответвления от нее.

Марксистский подход жестко обусловил Е. движущими силами соціогенезу, в основе которого — развитие производительных сил, который в конечном итоге приводит к качественным изменениям способа производства, а следовательно, и к появлению новых формаций. Согласно этой парадигме процессы Е. детерминированы материальным производством, уровень развития которого определяет тип исторических общностей людей. Так, первіснообщинній формации соответствует родоплеменная организация этноса; рабовласницькій — народность; феодальной — национальность; буржуазной — нации; коммунистическая — интернациональная общность трудящихся. Таким образом, каждой стадии исторического процесса — общественно-экономической формации соответствует свой тип этнической общности. Исходя из чисто формальных признаков, эта концепция привлекает простотой и логичностью построения. Однако возникает ряд проблем, которые трудно, а то и не возможно интерпретировать в рамках этой концепции. В частности, она противоречит многочисленным эмпирическим фактам, которые свидетельствуют о том, что существуют народы с тысячелетней историей, для которых не были свойственны определенные стадии информационного развития. Так, славяне вообще не знали рабства в его классическом варианте, характерном для античной цивилизации Средиземноморья, тогда как такие народы с давней историей, как евреи или цыгане, не знакомы с классическими отношениями, характерными для средневекового феодализма западноевропейского типа. Вызывает вопрос и проблема, действительно народы и нации как сообщества раз и навсегда когда отойдут в прошлое, потеряв такие атрибуты этничности, как язык, культура, этническое или национальное самосознание и прочее. Учитывая то, что марксизм — не только теория, но и определенная политическая практика, воплотившейся прежде всего в тоталитарные режимы власти, то его следует рассматривать еще и как некую разновидность технологии «решения» национальных проблем в тех странах, где такие режимы функционировали в течение десятилетий. Опыт показал, что эта практика и технологии руководствовались принципом «политической целесообразности», в результате чего этническая или национальная самобытность народов приносились в жертву идеологии пролетарского, а затем и социалистического интернационализма. Не только идейная, но и физическая борьба с национализмом, политика депортаций и репрессий — вот примеры того, как тоталитарная доктрина, построенная на марксистской догме, воплощалась в жизнь.

Как теоретическая парадигма общественного познания марксизм оказал глубокое влияние на советское обществоведение в целом и теорию Е. в частности. Классическими в этом смысле стали исследования таких советских историков и этнологов, как С. Арутюнов,. Бромлей, Ю. Семенов, М. Чебоксаров и другие, которым предстоит продолжение социологической традиции исследования процессов Е., но с некоторыми отступлениями от догматического марксизма. В частности, в работах упомянутых исследователей отмечалось, что этнические общности в процессе функционирования и развития приобретают устойчивых признаков, которые поддерживаются особенностями хозяйственного типа, информационных связей, возникающих при этом, и на почве которых возникает особая система отношений, которая была определена термином «етносоціальний организм» (ECO) — особого типа этнические сообщества, которые сформировались как автономные образования на основе территориальной, социальной, а в многих случаях и политической общности. Внедрение в научный обиход ECO было связано с необходимостью совместить социальные образования — классы и этнонациональные — этнические сообщества. Потому ECO рассматривается специалистами как синтез взаимосвязанных социальных и этнических процессов, которые при этом имеют и определенные особенности.

В Украине с советских времен попытки исследовать проблемы Е. на материалах истории формирования и развития украинского народа делались К. Гуслистим, но были покритиковані представителями официального марксизма, а труды ученого были изъяты из научного обихода. В современных условиях теоретико-методологические и исторические аспекты Е. в целом и украинского в частности исследуются в трудах Н. Брайчевского, Я. Дашкевича, Л. Зализняка, П. Толочко, В. Мощи, Ю. Павленко, И. Онищенко, Ю. Петрова, Н. Степика, А. Шморгуна и др.

В отличие от социологической концепции Е. существует естественная, автором которой является Л. Гумилев. Его подход базируется на концепции пассионарности — эффекте энергетического происхождения, имеющий генетическую основу и, согласно предположениям Гумилева, передается половым путем. Увеличение или избыток этой энергии вызывается к так называемого пассионарного взрыва, с которым ассоциируется экспансия этносов во внешний мир и покорение ими соседних этносов и новых ландшафтов. В результате смешения генетического материала возникают предпосылки для нового пассионарного толчка — нового витка Е. По схеме Гумилева Е. имеет двухэтапный характер, продолжительность цикла равна 1200-1500 лет. Каждой фазе Е. соответствует определенное состояние пассионарной напряжения в такой последовательности: толчок — подъем — перегрев — упадок — затухание. Итак, поскольку пассионарность является эффектом энергии живого вещества биосферного происхождения, в процессе зарождения которой определенную роль играет и солнечное излучение, есть основания считать такую гипотезу естественно-научной.

Для концепции Е., предложенной Гумилевым, характерно то, что этнос здесь выступает главной, но не единственной общностью, которая действует на исторической арене и осваивает жизненное пространство. Поскольку Е. — это такой естественный в своей основе процесс, который проявляется и в продуктах социальной и культурной активности народов, то он прямо касается и культуры и цивилизации, характеризуя их как определенные проявления пассионарности на этапах упадка и угасания креативной энергии. Последняя трансформируется в духовную творчество, искусство, другие продукты, которые символизируют реликтовый состояние пассионарности. Кроме этноса на исторической арене действуют также суперэтносы — общности, возникающие в пределах государств — империй и субэтносы — реликтовые группы этносов, что распались, но сохранились в виде этнических фрагментов. На основе этой концепции выделяют три главные исторические типы Е.: первый — палеоетногенез — формирование этносов разных метаетнічних сообществ, т. е. групп этносов, которые сформировались в процессе длительной культурной их взаимодействия или политических связей. Выделяются этноязычные, етнорасові, этнокультурные и этнополитические формы палеоетногенезу; второй тип — мезаетногенез — появление этносов типа народностей, которые находятся на стадии развития между племенами и нациями. Эта фаза Е. исторически совпадает с появлением ранньокласових государств, на основе которых в дальнейшем сформировались преимущественно современные нации развитых государств; неогенез (третий тип) — Е. Нового и Новейшего времени, что происходит на территории стран Африки, Америки, Океании, Азии, в которых принимают участие как представители этносов, сложившихся ранее, прежде всего европейские переселенцы, так и местных этнических сообществ, находящихся на разных стадиях Е.

Современные представления об Э., которые основаны на методологии плюрализма, учитывают достижения различных концепций, направлений и подходов. Одной из продуктивных концепций можно считать ту, что пытается совместить теоретико-методологические основы социологической и естественно-научной парадигм.

Следовательно, Е. целесообразно рассматривать как процесс становления, формирования и развития устойчивых человеческих общностей, какими являются народы (этносы), которые характеризуются определенными признаками расового родства, преемственностью хозяйственных и культурно-бытовых традиций, языка, верований и психологии. Нужно заметить, что исследования Е. охватывает как познание общих закономерностей и тенденций развития этнических сообществ, так и особенностей становления отдельных народов (этносов). Существует мнение, что Е. — процесс постоянный, открытый и незавершенный. Однако такую гипотезу не следует обобщать и доводить до абсолюта. Скорее Всего Е. как перманентный процесс касается больших по количеству народов, в частности тех, которые создали государства имперского типа, чей язык, культура и традиции в значительной степени характеризуют и другие народы, которые входят в состав таких государств. Собственно, здесь действует такой механизм Е., как естественная, а иногда и искусственная ассимиляция, за счет которой и происходят процессы Е.

Для объяснения механизмов Е. достаточно продуктивным является цивилизационный подход. Согласно с ним Е. в период аграрной, индустриальной или постиндустриальной цивилизаций существенно меняется. Прежде всего тесными становятся контакты с внешним миром, интенсифицируются обменные и информационные процессы, происходит урбанизация среды обитания этносов и тому подобное. За счет этого включаются такие механизмы Е., как модернизация традиций, быта и культуры, образа и стиля жизни целых социальных групп, которые становятся носителями инновационных технологий жизни. Последнее изменяет стереотип поведения этноса, по определению Гумилева, является критерием, по которому один этнос отличается от другого. Особенно ощутимым это влияние становится в эпоху глобализации, которая унифицирует систему коммуникаций и в значительной степени способствует деетнізації целых сфер общественной жизни.

Следовательно, вполне справедливым является мнение современных специалистов, которые считают, что исследования этногенеза требует комплексного подхода, поскольку использование только одной науки — археологии, лингвистики, этнологии или антропологии не дает адекватного объема информации для всестороннего анализа процессов Е. Системный подход, помноженный на конкретность знаний о предмете исследования, предполагает использование совокупности факторов, задействованных в Е: как исторических, социальных и духовно-культурных, так и географических, экологических и биологических.

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — Л., 1989; Шкляр Л. Есть. Этногенез: Малая энциклопедия етнодержавознавства. / За ред. Ю. Римаренко. — К., 1996; Жизни этноса: Социо-культурные очерки / ред. Бы. В. Попова — К., 1997; Этнология и политика: Хрестоматия / Под ред. Прасаускаса. — М., 2003; Онищенко I. Г. Этно — и націогенез в Украине (Етнополітологічний анализ). — К., 1997; Глушко К., Попок А. Этногенез: Этносоциология: термины и понятия: Учеб. пособ. / Кер. авт. кол. В. Бы. Евтух. — К., 2003.

Л. Шкляр