ФЕМИНИЗМА ТЕОРИИ теории, возникшие в процессе развития движения против дискриминации женщин в экон., полет, и семейной сферах жизнедеятельности общества. Идейным основателем феминизма принято считать Мэри Уоллстонкрафт (др. пол. XVIII в.), которой принадлежит фундаментальный труд «В защиту прав женщин». Толчком для развития феминистских идей была также Большая франц. революция, во время которой с декларацией прав женщин выступила Олимпия де Гуже, театральная актриса. Далее феминистская теория была тесно связана с франц. утопическим социализмом (сенсімонізмом). Известные слова социалиста — утописта Ш. Фурье о том, что в каждом обществе степень эмансипации женщины есть естественным мерилом общ. эмансипации. Идея освобождения женщин проходит через все XIX века. Искренним его сторонником был англ. философ и общественный деятель Д. Милль. Будучи членом парламента, он стал полет, выразителем суфражистського движения в Великобритании, главной задачей которого было предоставление женщинам равных избирательных прав. В труде «Порабощение женщин» Д. Милль писал о том, что женщины находятся в положении зависимого класса.

Термин «феминизм» возник в XIX ст. для обозначения идеологии равноправия женщин. Л. Татл в «Энциклопедии феминизма» (1986) определяет фемініста как человека, который непредвзято относится к другим людям, независимо от их пола и своими действиями способствует полет., экон., духовному и сексуальному равноправию женщин. Период конца XVIII нач. XX ст. наз. «старым феминизмом». После И мировой войны наблюдается спад феминизма, вызванный тем, что суфражизм потеснил феминизм, а послевоенная экон. депрессия царила над общественной жизнью. Период с 60-х гг. наз. феминистской эпохой контрреволюции.

После II мировой войны произошло возрождение идеи феминизма. Центральными темами нового феминизма есть: семья и брак как основное орудие угнетения женщин; экон. независимость женщины как предпосылка ее социальной независимости и самореализации; право женщины на собственную индивидуальность, развитие ума и способностей, освобождение от эталона внешности и характера, навязанного мужчинами.

Среди классиков неофемінізму особую роль играет Симона де Бовуар и Бетти Фриден, труды которых получили мировую известность. Книга Бы. Фриден направлена против стереотипа, по которому ланку считают лишь сексуальным объектом. Бы. Фриден показала на широком фактическом материале, к каким негативным последствиям приводит духовная неудовлетворенность женщины, если она не имеет больше ничего и ничем не занята, кроме семьи и детей. Новое, что привнесли в теорию классики неофемінізму, это вопрос о праве женщины на себя: свое тело, душу, жизнь.

Современный феминизм развивается в разных направлениях:

1. Либеральный феминизм тяготеет к традиционного («старого») феминизма, он наиболее популярен в Англии и Швеции. Его основными темами являются: право женщин на финансовую независимость и равную оплату за равный труд как предпосылки социальной независимости, самореализации и консолидации женщин; право женщин на собственную индивидуальность и самовираження ; борьба с тендерными (соціостатевими) стереотипами, получившие распространение в обществе.

2. Радикальный феминизм возникает в 60 70-х гг. и принимает наибольшее распространение в ФРГ, США и Франции. Его сторонники призывают к полному пересмотру всей существующей системы социальных отношений между полами в современном «патриархальном» (по терминологии радикального феминизма) обществе. Причем угнетение женского пола радикальный феминизм видит в распределении женщин и мужчин на биол. классы, основой чего является способность женщин к деторождению, поэтому вся сфера сексуальности половые роли, деторождение, брак и семья объявляется сферой власти мужчины над женщиной и ее угнетения. В своих крайних проявлениях этот постулат побуждает некоторых феминисток к лозунгам: «Долой брак, семью и детей», а также к призывам отказаться от любых форм общения с мужчинами — поработителями.

3. Сторонники социалист, феминизма стремятся совместить социализм и радикальный феминизм. Класс и социальная пол, как они считают, тот полет, механизм экон., полит , и культурной дискриминации, который нужно ликвидировать.

4. Гуманистический феминизм утверждает, что маскуліністська (мужская) культура искажает и подавляет не только женщин, но и мужчин; по мнению его сторонников, общество вообще должно отказаться от культа силы во всех сферах человеческих взаимоотношений и формировать новую, немаскуліністську сознание, направленную не на борьбу и угнетение слабого, а на сотрудничество. Это направление развития Ф. т. представляется наиболее плодотворным, поскольку созвучен развития цивилизации.

В послевоенные годы происходит интенсивный процесс проникновения феминистских идей и тендерной проблематики в науку об обществе, гуманитарную отрасль знания. Напр., «несексистська» социология и психология, которая учитывает тендерный подход, исходит из того, что в теорет. положениях, и в эмпирических исследованиях следует иметь в виду также субъектов — женщин, а не только мужчин. К тому же ошибочно считать нормой только мужскую модель мышления и поведения и по ней оценивать поведение женщин; следовательно, необходимо унифицировать эти модели и сделать их просто заг. человеческими.