Ереси (от старогрецьк. hairesis — отбор, убеждения, постижения) — религиозные учения, отличные от официальной религиозной доктрины; сознательное противостояние официально признанной религиозной организации. В разные времена термин «Есть.» наполнялся разным смысловым содержанием. В эпоху античности он означал «учение», «школу», а в эпоху господства христианства в средневековой Европе означал «лжеучение», «зло». Тогдашняя церковь называет Есть. любое учение, мировоззрение, действия, которые шли вразрез с церковными догматами и предписаниями. Есть. дифференцируют по социальной базой, например, крестьянские (апостольские братья, табориты, лалларди), бюргерские (альбигойцы, катары), по идейному содержанию и степени радикальности к отрицание ортодоксии выделяют антринітарні Есть., уходящих своими корнями арианства, несторіанства, монофизитства; дуалистические, что опираются на манихейство, мистико — пантеистические, из которой происходила идея равенства состояний, ненужности церкви в деле спасения. Основные аргументы Есть представители. черпали, как правило, из Библии. Объектами критики чаще всего были институт церкви и духовенство. Еретиков часто наказывали смертью. Для борьбы с ними были созданы специальные ордена, а с XIII века. — суды инквизиции (от лат. inquisito — розыск), которые действовали почти во всех католических странах на протяжении веков, ведя тайную слежку, применяя различные пытки, конфискацию имущества осужденных и тому подобное. Под названием Конгрегации св. Канцелярии инквизиция просуществовала до 1965 г., когда была преобразована в Конгрегацию вероучения, осуществляющую ряд прежних функций инквизиции, но другими методами. Возглавляли Есть., как правило, выдающиеся личности, интеллектуалы, не ординарно мыслящие, смелые, волевые и отчасти самоуверенные люди. Требуя от господствующей церкви

справедливости, равенства, толерантности, сами нередко в отношении нее были нетерпимы.

История инквизиции. — М., 2004; Керне Э. Дорогами христианства: История церкви. — М., 1992; Кюнг Г. Великие христианские мыслители. — СПб., 2000; Ткач М. Ы. Тайны католических монашеских орденов. — М., 2003.

А. Черный