Принципы внеклассной работы


В основе организации внеклассной работы лежат принципы, обеспечивающие
усвоение лингвистического материала, обусловливают целесообразный выбор видов
внеклассной работы. Принципы организации внеклассной работы — это своеобразные правила
взаимодействия словесника и учащихся, исходные положения, на которых основывается система
внеклассной работы с украинского языка, содержит эпизодические и систематические
виды. Принципы выступают в определенной взаимосвязи, дополняя и предопределяя друг
друга. При организации внеклассной работы, как и во время проведения уроков,
учителя опираются на обще-дидактические принципы. В последнее время происходит
переосмысление состава дидактических принципов, как и в целом принципов построения
образования. Это связано с возобновлением интереса общества к человеку, его
ориентацией на новые ценности, актуализацией личностного подхода и тому подобное. На
современном этапе развития педагогической науки учителю рекомендуется опираться
в практической деятельности такие традиционные обще-дидактические принципы:
индивидуализации обучения, научности, наглядности, активности и сознательности,
систематичности и последовательности, доступности, прочности, связи теории с
практикой, эмоциональности, креативности.


В зависимости от своеобразия предмета и внеклассной деятельности применение
дидактических принципов имеет определенные особенности. В процессе внеклассной работы
приобретает большую актуальность, например, принцип индивидуализации обучения,
поскольку здесь в отличие от урока больше условий для выбора способов, приемов
работы, которые бы учитывали индивидуальные особенности учащихся, уровень развития
их способностей, способностей, интересов. Внеклассная работа, призванная
учитывать личностные запросы ребенка и стараться их удовлетворить, требует
усиленного внимания к индивидуализации и дифференциации обучения.


Принцип научности требует не превращать внеклассную работу с украинской
языка в развлечение. Любой материал, если даже он подается в необычной
форме, должен быть научно достоверным. Научные сведения, методично
адаптированы с учетом возрастных особенностей учащихся, должны быть
искаженными.


Принцип наглядности требует опоры на различные органы чувств учащихся. Реализация
принципа наглядности во время внеклассных занятий имеет своеобразные признаки: наглядность
выступает важном средством создания заинтересованности — важной составляющей
внеклассной работы.


Принцип активности и сознательности предполагает заинтересованность учеников внеклассной
работой и творческое удовлетворение ее результатами. Школьники могут оказаться
реципиентами информации и активными ее соискателями. Заинтересовать учащихся новыми
фактами, сведениями при пассивном их восприятии быстро проходит, активность в
этом случае не подкрепляется самостоятельной работой. Заинтересованность учащихся
должна проявляться через увлечение содержанием материала в процессе их активной
деятельности. Это приносит творческое удовлетворение, ощущение необходимости приобретенных
знаний, желание знать больше о предмете далее.


Наблюдения показывают, что нарушение принципа систематичности и последовательности
способствует снижению эффективности внеклассных мероприятий, система внеклассных занятий
оказывается разорванной, находится постоянно как бы на начальном этапе, не
имея логического продолжения.


Принцип доступности предусматривает отбор лингвистических сведений, отвечающих
возрастным особенностям учащихся определенного класса. Разнообразие лингвистического
материала и форм внеклассной работы, направленных на повышение уровня
речевой компетенции учащихся, обеспечит реализацию принципов прочности и
связи теории обучения с практикой.


Информация, не подкрепленная положительными эмоциями, быстро забывается, поэтому к
основных принципов организации внеклассной работы с украинского языка принадлежит
принцип эмоциональности, что предусматривает создание положительного эмоционального фона, влияния
на эмоциональную сферу учащихся, прежде всего средствами искусства.


Принцип креативности предусматривает создание благоприятных условий для наиболее полного
развития творческих способностей учащихся, реализации их дарований.


Внеклассная
работа
строится
также
на
основе
методических принципов
, которые соответствуют этой форме учебной деятельности, позволяют
организовать ее в оптимальном режиме с оптимальными результатами.


Методические принципы внеклассной работы с украинского языка вытекают из
специфики этой формы учебной деятельности, из целей и задач внеклассной
работы, из своеобразия украинского языка как учебного предмета.


Конкретные условия, в которых организуется внеклассная работа: возраст и подготовленность
учащихся, сформированность у них интереса к предмету, этап внеклассной работы
(начало, продолжение), внеклассные занятия по другим предметам и участие в них школьников,
традиции школы предопределяют действие принципа избирательности.


Учитель самостоятельно выбирает направление внеклассных занятий. При этом берется к
внимание теоретический и прикладной характер обучения украинского языка,
многовекторность задач внеклассной работы, разнообразие лингвистических
интересов школьников, условия работы школы. Принцип выборочности обусловливает
выбор темы (тем) и форм проведения внеклассной работы (презентация, устный
журнал, вечер и тому подобное).


Связь внеклассной работы с работой в классе заключается в том, что знания, приобретенные
учащимися на уроках украинского языка, является почвой для проведения внеклассной работы.
Система внеклассных занятий строится в соответствии с системой уроков. В то же время
внеклассные занятия, не повторяя содержания и методики уроков, способствуют
углублению знаний учащихся по предмету.


Выбранный для внеклассной работы материал не может дублировать изучен на уроке.
Он должен быть представлен учащимся в новых аспектах. Это позволяет выдвинуть
еще один принцип внеклассной работы
научное углубление. Действие этого принципа проявляется не только в
потому, что во время внеклассных занятий прорабатываются темы, не содержащиеся в действующих
программ («Этимология», «Ономастика», «История
языка» и др), а и то, что программные темы даются шире и глубже, чем в
учебниках. Учащимся предлагаются дополнительные сведения о языковых явлениях, например,
в риторическом, стилистическом аспектах. Научное углубление выражается и в
потому, что во время внеклассных занятий находит место теоретическое обобщение
разрозненных фактов, представленных в учебнике, или теоретическое обоснование изученных
на уроках правил, в частности орфографических и пунктуационных.


Однако теоретический аспект изучения украинского языка во время внеклассных занятий
не является самодостаточным и не может заменить практической стороны. Важной является прикладная
направленность внеклассных занятий, обусловленная принципом практической направленности.
Реализация этого принципа проявляется через показ учащимся роли украинского языка в
различных отраслях науки, жизненных ситуациях. Для этого учитель находит
убедительные примеры.


Принцип добровольности предполагает участие ребенка в языковых мероприятиях исключительно за
собственному желанию.


Принцип реализации межпредметных связей побуждает учеников и учителей к творческой
деятельности. Источником развития интереса к изучению украинского языка могут
стать межпредметные связи в обучении, особенно связи языка с литературой,
историей, географией, ботаникой, изобразительным искусством, музыкой.


Межпредметные связи выражаются и в использовании устного народного творчества
пословиц, поговорок, сказок, легенд и тому подобное.


Интересно проходят заседание языкового кружка, где выясняется этимология названий
лекарственных растений, топонимов, гидронимов и тому подобное.


С историей народа, его жизнью и бытом тесно связано декоративно-прикладное
искусство. Много языковых фактов можно объяснить с помощью сведений из
истории Петриковки, Косово и др.


Такие занятия требуют от учителя лингвистической и позалінгвальної подготовки
(чтение литературы по проблеме, посещение музеев, театров, выставок,
работа в интернет-клубах и тому подобное). На занятиях широко используются различные виды
наглядности ТСО. Учащиеся готовят интересные сообщения о жизни выдающихся людей, их
творчество об истории своего края.


Особо следует остановиться на культурологическом принципе, тесно связан с
предыдущим и обеспечивает формирование у учащихся социокультурной компетенции
совокупности знаний о материальной и духовной культуре украинского народа, о
социокультурные стереотипы речевого общения.


Принцип коммуникативной направленности предопределяет привлечение учащихся к коммуникативной
деятельности во время проведения разных видов внеклассной работы.