Политическая система общества — совокупность государственных и негосударственных институтов, осуществляющих власть, управление обществом, регулируют взаимоотношения между гражданами, социальными и этническими группами, обеспечивающих стабильность общества, соответствующий порядок в нем. П. с. с. включает в себя социальный смысл власти, ее носителей, взаимодействие с экономическим строем. Она определяет институты, организации через которые реализуется власть в обществе и регулируются политические отношения, а также принципы, нормы и направленность деятельности институтов политической власти.

Политическая система общества — это три взаимодействующие подсистемы: институциональная, информационно-коммуникативная, нормативно-регулятивная. Институциональная подсистема состоит из таких институтов, как государство, политические партии, группы интересов. Ведущим институтом, в котором сосредоточено максимальную политическую власть, является государство со всеми ее составляющими: законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти, органами внутреннего порядка, вооруженными силами. В демократическом обществе значительную роль играют политические партии и группы интересов, которые влияют на формирование государственных структур, политическое развитие общества. Заметное, а в отдельных странах определяющее место в политической жизни общества принадлежит религиозным организациям, церкви. Информативно-коммуникативная подсистема устанавливает связи между институтами политической системы, предусматривает информирование власти (отчеты подведомственных учреждений, консультации с заинтересованными группами), а также средств массовой информации. Если в демократических обществах СМИ относительно независимы, то в авторитарных и тоталитарных обществах они полностью зависят от правящей элиты. Нормативно-регулятивную подсистему образуют различные нормы, которые определяют поведение людей в политической жизни: их участие в процессах выдвижения требований, превращение последних в решения, осуществления решений. Нормы можно разделить на нормы — законы и нормы — привычки. И те, и те способствуют политической взаимодействия, предотвращению конфликтов или хаоса в обществе. Нормы — законы предопределяют законодательный процесс, определяют (или не определяют в зависимости от режима) права: голоса, свободы слова, создания ассоциаций и др. Нормой — привычкой можно назвать участие граждан в политике через политические партии и группы.

К субъектам реализации власти относятся: индивиды — рядовые граждане, лидеры политических и общественных объединений, государств и надгосударственных институтов; социальные сообщества — классовые, этнические, профессиональные, демографические, территориальные, производственные, представители теневой экономики, а также политическая элита в имеющихся вариантах ее функционирования; организации — политические партии, объединения граждан, а также ее формально не политизированные сообщества и движения, которые периодически вынуждены заниматься политической деятельностью; государства, государственно-административных и государственно-этнические образования, межгосударственные объединения, обоснованно квалифицируются как наиболее активные и влиятельные политические субъекты. Самым динамичным элементом политической системы общества являются присущие ей политические отношения, то есть отношения политических субъектов относительно приобретения, использования и перераспределения политической власти. Содержание политических отношений определяется значительным количеством объективных и субъективных факторов, структуру образуют их «горизонтальные» и «вертикальные» составляющие, а также политические принципы, нормы и процедуры. Различают политические отношения сотрудничества, компромисса, консенсуса, солидарности, соперничества, вражды и конфликта.

Весомыми являются политические партии, общественные организации (профессиональные, творческие, оборонные, женские, молодежные, ветеранские и тому подобное), средства массовой информации (периодические издания, радио, телевидение, пресса, кино, аудио — и видеопродукция), которые, имея значительные возможности влияния на общественное сознание, метафорически определяются как «четвертая власть». Общим структурным элементом политической системы общества является политическая культура — совокупный показатель уровня, характера и содержания политических знаний, оценок, навыков и действий граждан. Содержательно ее образуют: уровень, характер и содержание политических знаний, взглядов, оценок, установок; политические ценности, традиции, обычаи, чувства, нормы и стереотипы; политическая идеология; политическое сознание. Политическую культуру конкретного общества дополняют политические субкультуры, детерминированные социально-этническими конфессиями, региональными и другими субъективными различиями участников политического процесса.

Основные функции политической системы общества: определение целей, задач, путей развития общества, разработка и осуществление конкретных программ его деятельности; определение и распределение материальных и духовных ценностей в соответствии с интересами и положения социальных сообществ; гармонизация, согласование интересов государственных образований, социальных общностей, индивидов; духовно-идеологическая деятельность, формирование политического сознания и политической культуры граждан или манипулирования ею; обеспечение внутренней и внешней безопасности общества.

Наиболее распространенным критерием классификации П. с. с. есть соответствие идеалов и ценностей общества тем формам, в которых оно организовано. Различают четыре типа П. с. с.: англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную (или частично индустриальную) и тоталитарную. Характерные черты англо-американской системы — прагматизм, рационализм, основные ценности — свобода личности, индивидуализм, благосостояние и безопасность. Этой политической системе общества свойственны четко структурированная многопартийность, разделение властей и высокую степень стабильности. Континентально-европейская П. с. с. отличается разнообразием политической культуры, сосуществованием старых и новых культур. ей свойственно наличие большого количества политических партий с различными идеологиями и традициями. Политические партии имеют значительное влияние в обществе. К индустриальная, или частично индустриальная, система — это сочетание значительных ценностей, этнических и религиозных традиций, невыразительный разделение властей. Для нее характерны личный авторитаризм, власть одной партии, высокий потенциал насилия. Политическое участие граждан в государственных делах ограничена. Тоталитарный тип П. с. с. отличается чрезвычайной централизацией власти и высокой степенью насилия, заідеологізованістю. Эта система характеризуется функциональной нестабильностью, засильем бюрократии. Партии, армии, службе безопасности приходится часто выполнять не свойственные им задачи.

Белоус А. А. Политически-правовые системы: мир и Украина. — К., 2000; Политическая система современной Украины: особенности становления, тенденции развития. — К., 2002; Философия политики. — К., 2003.

Ф. Рудич