Смит (Smith) Адам (1723 — 1790) — английский экономист и философ, представитель классической политической экономии. Родился в Керколди (Шотландия) в семье государственного служащего. Образование получил в местной школе, а позднее в колледже в Глазго (1737 — 1740). По научным специальности философ, математик, астроном, экономист. Следующие 6 лет провел в Балліольському колледже в Оксфорде, а затем вернулся в Шотландию, где успех прочитанных им в Эдинбурге публичных лекций по риторике и литературы обеспечил ему назначение в 1750 г. на кафедру логики в Глазго. Двумя годами позже он перешел на кафедру моральной философии и занимал эту должность вплоть до своей отставки в 1764 г. В 1759 p. С. опубликовал труд «Теория нравственных чувств», в которой развил концепцию «общности», объясняя этим склонность человека искать и добиваться одобрения со стороны других человеческих существ, а отсюда и формулировать объективные моральные правила и нормы справедливости внутренних и внешних движущих сил поведения. Выехав из Глазго, С. становится домашним учителем у герцога Бакклейчського, что позволило ему посетить Францию, Женеву, познакомиться с французскими экономистами и философами. Именно во время этой поездки он начал работать над произведением, появится через 12 лет под названием «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). В большой степени благодаря отзывам на эту работу С. получил назначение на должность специального уполномоченного по пошлины в Эдинбурге. Работа С. «Исследование о природе и причинах богатства народов» состоит из пяти частей (5 томов) и вмещает несколько учений. Экономические механизмы, которые обеспечивают рост, — это расширение рынков, повышение производительности производства за счет разделения труда и накопления капитала начинается с личных сбережений при условии обеспечения политической стабильности. Впервые в истории С. связал появление денег с углублением разделения труда. Концепция классового общества С. основывается на его теории стоимости. Классовую структуру общества можно отразить как систему отношений между наемными рабочими, промышленными капиталистами, банкирами, землевладельцами и фермерами. Основное противоречие возникает между наемными рабочими и промышленными капиталистами. Последовательно разрабатывая теорию доходов, С. обнаружил специфическую зависимость между доходами в материальной и нематериальной сферах. Материальная сфера — это все то, что создает стоимость и сразу имеет право на получение прибыли. Нематериальная сфера — это все те отрасли, где не создается (образование, культура, политическая сфера). Доходы работников нематериальной сферы, как считал С., являются второстепенными. Но для того чтобы материальная сфера не теряла части своих доходов, обществу нужно экономить на нематериальной. Он также думал, что определяющими обязанностями государства является уважительное отношение к образованию и обеспечение общественных работ, что их можно оставлять на усмотрение частных лиц. Поддерживаемая государством образование является особенно важным как противоядие от последствий разделения труда, уничтожает умственные способности, подрывает моральные качества, ослабляет социальную и политическую активность широких слоев населения. Неотделимой составляющей учения С. есть теория воспроизводства капитала. Ученый обосновал возможность кризисов перепроизводства потребителей товаров, объяснив это тем, что темпы повышения потребительских расходов основных классов меньшие темпы роста производства этих товаров. Кроме того, он выдвинул идею необходимости существования свободной внутренней и внешней торговли, что предполагается «естественным порядком», и доказал возможность классовой борьбы. Вся теоретическая конструкция С. имеет непосредственную практическую направленность и значимость.

Энциклопедия политической мысли. — К., 2000, Политическая экономия. — К., 2003.

Т. Самойленко