РАЗДЕЛ 3. СРЕДИ ЛЮДЕЙ

Урок 12. РАЗВИТИЕ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Цель: учить учеников распознавать признаки дружеских отношений, знакомиться с людьми; развивать умение общаться и поддерживать дружеские отношения; воспитывать общительность, желание быть настоящим другом.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Фронтальное опрос

— Какую роль играет семья в жизни каждого ребенка?

— Как в ваших семьях заботятся о каждом из ее членов?

— Как родители заботятся о детях?

— Как дети должны относиться к родителям?

— О ком из членов семьи вы заботитесь? Как именно?

— Есть ли в ваших семьях пожилые или немощные люди?

— Если есть, то как вы заботитесь о них?

— Каковы ваши обязанности в семье?

— Ежедневно вы общаетесь с разными людьми. Это ваши родные, соседи, одноклассники, друзья, знакомые и незнакомые люди. Все они разные, по-разному относятся к вам.

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

— Сегодня на уроке вы узнаете, как правильно вести себя во время знакомства, как поддерживать товарищеские отношения со сверстниками.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Сообщение учителя

— Как вы считаете, что такое общение? (Рассуждения учеников.)

Общение — это обмен мнениями, впечатлениями. Общение может происходить не только между теми, кто видит друг друга, но и по телефону, посредством почты, через Интернет и тому подобное. И нередко бывает, что кто-то недослышал или неправильно понял другого. Из-за этого могут возникать недоразумения, которые приводят к неприятностям. К сожалению, случается и такая ситуация: более «сильные» ученики высмеивают слабых, дают им прозвища, обижают, отнимают деньги.

Умение выбирать хороших, надежных друзей, устанавливать и поддерживать дружеские отношения являются одной из важнейших жизненных навыков. Но, чтобы иметь друзей, нужно и самому научиться дружить.

В жизни всем нужна дружба:

И для развлечений, и для печали, и для службы.

С другом легче в мире жить,

Но и дружить надо уметь.

Надо другу помогать,

В происшествии всегда защищать,

Следует шутки друга понимать

И самому уметь шутить.

Когда же какое-то непонимание,

Нужно проявит терпение.

При ссоре — быстрее помириться —

Не стоит с друзьями ссориться.

— Дети, объясните главную мысль этого стихотворения.

2. Игра «Правильный выбор»

— Отметьте утверждения, которые характеризуют настоящего друга и помогают взаимопониманию между сверстниками.

• Хорошие игрушки, но никому их не дает.

• Дружит только для собственной выгоды.

• Всегда готов защитить друга и помочь ему.

• Подбивает друга на плохие поступки.

• Отказывается от опасных предложений и отговаривает от них вторая.

• Во всем поддерживает друга, даже тогда, когда это может причинить вред другим людям.

• Меняет друзей как будто перчатки.

• Учит против других детей.

• Не раскрывает тайн, которые ему доверил друг.

• Не обманывает своих друзей.

3. Работа по учебнику (с. 54-57)

— Что такое дружба?

Мозговой штурм

Учитель предлагает учащимся назвать качества, которые они ценят в друзьях, и такие, что могут нанести вред дружбе.

— Где чаще всего находят друзей?

— От кого зависит, сколько друзей у тебя будет?

Работа в группах

Учитель предлагает учащимся прочитать восточную притчу «Гвозди» (с. 55) и ответить на вопросы, представленные в учебнике.

— Прочитайте вывод в учебнике.

— Почему говорят: «Солнце согревает воздух, а друг — душу»?

Работа в парах

Игра «Доверие и сотрудничество»

Ученики объединяются в пары и выполняют задания, помещенные в учебнике.

— Докажите, что знакомство с новыми людьми является неотъемлемой частью нашей жизни.

4. Физкультминутка

V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Практическая работа

Ролевая игра «Будем знакомы»

Инсценировка (с. 57).

— Прочитайте советы для установления контактов между людьми. Дополните их.

СОВЕТЫ

• Определите общие интересы и начинайте разговор на эту тему.

• Рассказ должен заинтересовать собеседника и быть короткой.

• Нужно много читать. Книги — неисчерпаемый источник интересных тем для разговоров, общения.

• Значительную роль играет подбор слов. Кто много читает, много добрых слов.

• Не употребляйте грубых, вульгарных слов.

— Запомните мудрый совет швейцарского писателя И. К. Лафатера: «Если хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать. Завершай разговор, когда больше нечего сказать».

2. Тестирование «приятно Ли с тобой общаться?»

— Отвечайте только «Да» или «Нет». Ответы записывайте рядом с вопросами.

1. Ты желаешь больше слушать, чем говорить?

2. Ты всегда можешь найти тему для общения даже с незнакомым человеком?

3. Ты всегда внимательно слушаешь собеседника?

4. Любишь ли ты давать советы?

5. Если тема разговора тебе не интересна, станешь ли ты показывать это собеседнику?

6. Тебя раздражает, когда тебя не слушают?

7. У тебя есть собственное мнение на каждый вопрос?

8. Если тема разговора тебе не знакома, станешь ли ее развивать?

9. Ты любишь находиться в центре внимания?

10. Есть по крайней мере три вопроса, с которых ты имеешь основательные знания?

11. Хороший ты оратор?

Ключ к тесту

Если вы ответили «Да» на вопрос 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, можете засчитать себе по одному баллу за каждый ответ, что совпала. А теперь подсчитайте и запишите количество баллов.

1-3 балла. Ты или молчун, из которого не вытянешь ни слова, или ты настолько коммуникабельный, что тебя желают избегать, но факт остается фактом: общаться с тобой не всегда приятно, но всегда сложно. Тебе следует над этим задуматься.

4-9 баллов. Ты, видимо, не очень коммуникабельный человек, но всегда внимательный и приятный собеседник, хотя можешь быть очень рассеянным, когда не в настроении, но в такие минуты ты не нуждаешься большого внимания к своей персоне от людей.

9-11 баллов. Ты, пожалуй, одна из самых приятных в общении человек. Вряд ли друзья могут без тебя обойтись. Это прекрасно! Возникает только один вопрос: твоя роль тебе действительно приятна всегда или иногда тебе нужно играть как на сцене?

3. Работа в группах

1) Соедините части пословиц.

Друга ищи,

а друг — старый.

Одежда лучше новый,

а найдешь — держи.

Новых друзей наживай,

и я скажу, кто ты.

Скажи мне, кто твой друг,

старых — не забывай.

Друзья познаются

зато друг — сокровище.

Приятелей тьма,

в беде.

Сокровище — не друг,

а вторая нет.

— Какая пословица вам больше всего понравилось? Как вы его понимаете?

2) Тестирование «умеете Ли вы делиться?».

Учитель раздает рисунки дерева без листьев. Ученики карандашами разного цвета рисуют листочки. Кто больше нарисует листочков, пока звучит музыка?

Если количество разноцветных листочков одинаковая (одинаково представлены цвета) — то вы умеете делиться.

3) Объясните утверждение «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».

(Это утверждение о доброе отношение к людям. Мы отличаемся друг от друга, но хотим чувствовать уважение, расположение к себе других. Это высказывание не только о том, как нельзя поступать в отношении других, но и о том, что необходимо делать, чтобы отношения между людьми были лучше.)

4. Игра «Пять предложений»

Ученики в пяти предложениях формулируют усвоенные на уроке знания.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ

— Расскажите, как вы знакомитесь с людьми.

— По каким признакам вы выбираете друга?

— Каково значение дружбы для здоровья?

— Назовите признаки дружеских отношений.

— По каким правилам следует строить дружеские отношения?

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник (с. 54-57).

Нарисовать портрет своего друга и подумать, за что вы его любите.