Греции политическая мысль Древней — историческая единство и разнообразие политических учений, взглядов и идей древнегреческих мыслителей (Платон, Аристотель, Цицерон, Полівій и др.).

Античная Греция, ее политическая мысль сыграли исключительную роль в политической истории человеческой цивилизации, в частности европейской. Поэтому непревзойденное значение имеет история политической мысли Древней Греции, которая — от Орфея до Полибия — прошла шесть главных этапов, для каждого из которых характерен отдельное направление политического мышления. Первый из них — этап античной мифической перед политологии — представлен аристократической (гомеровской), демократической (гесіодівською) и «холопською» (орфической) мыслями. Общая их черта — попытка описать возникновение вселенной, человека, общества, государства с позиций религиозно-мифического мировоззрения в разных версиях.

Второй этап — формирование философского подхода к политическим процессам в Древней Греции — уходит своими истоками творчества «семи мудрецов» (конец VII — начало VI вв. до P. X.). Производимые ими формулы «добродетелям — свой, недостатков — чужой», «силой не делай ничего» (Клеобул); «соблюдай добродетели», «закон — это сочетание права и силы», «научившись подчинению, научишься руководству» (Солон); «не грози свободным нет на то права», «не желай невозможного», «познай самого себя», «слушайся законов больше, чем ораторов», «підкоряйся законам» (Хілон); «не красуйся наружностью, а будь прекрасен делами», «учи и учись лучшему» (Фалес); «не делай того, что не нравится в другом», «закон — воплощение наивысшего могущества», «владей своим» (Питтак); «бери убеждением, а не силой», «говори» (Біант); «демократия лучше тирании», «не наказывай преступника, а предупреждай преступление», «люби законы старые, а пищу свежую» (Періандр) и многие другие стали моральной нормой политического руководства для многих поколений.

Дело мудрецов продолжили Пифагор (580-500), Гераклит (530-470), Демокрит (470-366) и другие выдающиеся мыслители.

Третий этап эволюции эллинской протополітології отмечается выходом на духовную арену раціоналістських интерпретаций политического развития со стороны софистов, ярчайшими представителями которых были Протагор (481 — 411), Горгий (483 — 375), Гиппий (460 — 400), Антіфонт (V в.), Фрасімах (V в.) и др. Софистам принадлежит выдающаяся заслуга в олюдненні общественно-политических явлений, становлении светской теории политики, государства и права, перемещении человека из «периферийных позиций» в центр политической жизни, превращении ее в «меру всех вещей», в постановке проблемы неотчуждаемых прав и свобод личности, врожденной равенства людей, в том числе и рабов, в дальнейшем развитии демократических взглядов, в создании концептуальной платформы для раціоналістського обоснования теорий общественного договора и естественного права, в подъеме авторитета последней как определяющей основы для писаных законов, то есть искусственного, позитивного права, что зависит от произвола законодателей и поэтому имеет лишь временное значение.

Четвертый этап — это этап логико-понятийного анализа политических институтов и политических процессов и создание научных основ политической морали и политической философии. Он связан с именами двух выдающихся мыслителей — Сократа (469 — 399) и Платона. В своих анализах проблем государственной жизни, граждан, обязанности, справедливости, права Сократ руководствовался «внутренним божественным голосом», считал «мерой всех вещей» не человека, а бога, что отнюдь не мешало ему создать вполне светскую концепцию объективной сущности морали, нравственной политики, морального права. Справедливость, как и правда, мудрость, мужество, рассудительность, благочестие и прочее — это одна из добродетелей, а любая добродетель— это знание, это морально прекрасное. Добро и зло в политической деятельности — следствие наличия или отсутствия знания. Моральная политика невозможна без права, которое тождественно справедливости: «что законно, то и справедливо». Божественное, естественное право и позитивное законодательство не противоборствуют, а, основываясь на критерии справедливости, которые дополняют друг друга. Отечество и законы выше и дороже отца с матерью, государство и гражданина связывают договорные отношения. Политическая свобода — это господство справедливых законов. Государство по форме правления может быть монархией (царством), тиранией, аристократией, плутократією или демократией. Тирания — это беззаконие, произвол, насилие; демократия нецелесообразна, ибо толпа не может быть политически мудрым, а чиновники, что избираются, — некомпетентны. Поэтому лучшая форма правления — аристократия, как господство знающих и опытных.

Пятый этап — этап рождения политической юриспруденции, начало эмпирико-теоретчного подхода к изучению политических проблем, связанный с именем Аристотеля.

Шестой этап политической мысли эллинов приходится на III — II ст. к Г. X. Этот период характерен всплеском начатой Аристотелем политической этики, объектом изучения которой стали основы политической морали, ее природы и внутренней структуры, места в системе политических отношений и общественной жизни вообще. Этика стала основой творчества Эпикура (341 — 270). Мыслитель учил жить разумно, придерживаясь морали, ради удовольствия, счастья, удовлетворения, свободы, спокойствия духа, а для этого вообще отойти от обыденных дел и общественной деятельности, придерживаться аполитичности, индивидуализма (что, однако, не означает полного политического індиферентизму), не причинять вреда другому. Именно в последнем и заключается естественное право человека на справедливость, источником которой является сама природа, но в обществе стала следствием договора о полезное с тем, чтобы «не вредить друг другу и не терпеть вреда». Вот почему главная задача политической власти — безопасность людей, а законодательства и законов — защита мудрых. Этика древних стоиков — Зенон (336-264), cleanthes от (331 — 232), Chrysippus (277 — 208) — базируется на естественном, божественном законе, на части вселенной — человеческой природе — и требует жить честно, исполняя все обязанности в государстве, в гражданском сожительстве, которые воплощают естественные связи людей, что являются гражданами единого мирового государства. Рабство, семья, индивид, брак, по мнению стоиков, не имеют оправдания, поскольку противоречат естественным установкам. Если бог Эпикура не вмешивается ни в природе, ни в политическую жизнь людей, то у стоиков божественное вместе с естественной необходимостью влияет на политические процессы весьма существенно. И самым ярким признаком рассматриваемого этапа стало учреждение науки политической истории, что связано с именем Полибия (210 — 128) и с его знаменитой работой «Всеобщая история в сорока книгах». История человечества, по мнению мыслителя, это не слепой круговорот, а закономерный, необходимый процесс движения к новому «предопределением» — всеобщим мировым законом и разумом. История государственности — это такой же естественный процесс в рамках цикла: царство — тирания — аристократия — олигархия — демократия — охлократия. Полибий подробно анализирует сущность каждой из этих государственных форм, причины падения одних, и взлета других и определяет три главных (царство, аристократия, демократия), каждой из которых соответствует ее противоположность: царство — тирания, аристократии — олигархия, демократия — охлократия. Лучшая форма государства — это смешанное правление царя, старейшин и народа, то есть сочетание рис царства, аристократии и демократии. В этой идее кроется оригинальная концепция сдержек и противовесов: три власти не только поддерживают, но и противостоят друг другу.

История политических учений. — М., 2002; Себайн Дж. Г., Торсон Т. Л. История политической мысли: Пер. с англ. — К., 1997; Федорова М. Классическая политическая философия. — М., 2001.

В. Храмов