Этническая самоидентификация — акт осознания своей принадлежности к определенной этнической группе. Считается, что самоидентификация — это следующий этап осознание своего этнического «Я» после того как человек осознал свое отличие от других —»Они». Вследствие такого двойного процесса сознания и самосознания возникает етноідентифікаційний разделение по признакам: «мы — они».

Е. с. — длительный процесс формирования этнического «Я-образа», началом которого является семья, язык общения и образ жизни того окружения, в котором происходит естественная социализация личности. Со временем количество идентификационных элементов увеличивается за счет образования и жизненного опыта. Появляется измерение Е. с., связан с историческим прошлым, культурной памятью и тому подобное. Процесс Е. с. имеет специфику в обществах с полиэтническим составом населения, а также в смешанных семьях, где родители принадлежат к разным этническим сообществам. В таких случаях вопрос об избрании Е. с. — отцовской или материнской — как правило решается в зависимости от конкретных обстоятельств, а именно: какой является язык и культура одного из родителей — доминирующей или регрессивной, государственно-официальной или относится к категории языка и культуры меньшинств. Многое здесь зависит от самих родителей: как они относятся к собственной этничности — с уважением, равнодушно или пренебрежительно. Следовательно, в случае смешанного брака у ребенка возникает несколько сценариев развития Е. с. — от моноэтнической к біетнічної. Реализация того или иного сценария зависит также от общественной атмосферы, уровня толерантности в отношении этнических проблем, отсутствии этноцентризма и ксенофобии, в значительной степени облегчает Е. с. путем свободного самоопределения.

Е. с. нужно отличать от национальной идентичности. Последняя связана не столько с понятием народа, этноса, как со страной проживания, государством, то есть этот вид самоідентифкації ассоциируется с понятиями

территории и гражданства и принадлежит к политическим идентификаторов независимо от этнического происхождения. Так, по данным последней всеукраинской переписи (2001 г.), сегодня в Украине проживают граждане, которые по своему происхождению представляют 134 этнические сообщества. Каждый из них имеет собственную Е. с., однако как представители украинской политической нации они являются украинцами и в этом аспекте их Е. с. не совпадает с национальной, в основе своей гражданско-политической и территориальной. Если Е. с. имеет временную ось и тяготеет к историзму, то национальная — пространственную, на основе которой формируется такое понятие и явление, как территориальный патриотизм. В этом смысле весьма показательна ситуация с Е. с. граждан США. Несмотря на то, что они являются страной эмигрантов, то есть сформированной из представителей разных народов, ее граждане считают себя прежде всего американцами. Однако понятно, что это понятие характеризует не этническую, а государственно-территориальную и гражданско-правовую принадлежность тех, кто является гражданами этой страны. В то же время, как показывает опыт несколько-векового сосуществования в одной общественно-политической системе США, она не стала «плавильным котлом», в котором этнический материал превратился в единое американское тело. Социологические и этнологические опросы показывают, что в США наряду с национальной идентичностью существует также и Е. с. Правда, в последнее время все четче вырисовывается тенденция к превалированию в американской самосознания, за исключением недавних эмигрантов и тех, кто еще не успел ассимилироваться, национальной самоидентичности как американцев без акцента на расовое или этническое происхождение.

Согласно Закону Украины «О гражданстве Украины» и другими подзаконными актами в Украине действует принцип «крови», то есть лица, рожденные от украинцев в любой стране, по желанию могут получить украинское гражданство, выйдя из гражданства другой страны. В этом, как видно, определенную роль играет и Е. с.

Сейчас наблюдается тенденция к деинституционализации Е. с., то есть изъятие ее из реестра официальных документов, удостоверяющих личность. Так, в Украине из паспортов изъята графа, которая определяет национальность человека.

Смит Э, Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма / Пер. с англ. А. В. Смирнова и др. — М., 2004; Нагорная Л. Национальная идентичность в Украине. — К.: ІПіЕНД. — К., 2002; Майборода А. М. Проблема формирования новой идентичности украинской нации // Этносы Украины. Альманах. — Вил. 1. — К., 2000; Семененко И. С. Трансформация критериев самоидентификации в социокультурном и политическом пространстве: западная парадигма и российский контекст // Полис. — 2000. — № 3; Макеев С. Социологический анализ идентичности // Социология: теория, методы, маркетинг. — 2000. — № 3; Тавадов Г. Т. Этническая самоидентификация // Этнология. Словарь-справочник. — М., 1998; Кресина /. Украинская национальная сознание и современные политические процессы. Етнололітологічний анализ. — К., 1998; Малахов В. С. Неудобства с идентичностью // Вопр. филос. — 1998. — № 2; Шульга Н. А Этническая самоидентификация личности. — К., 1996.

Л. Шкляр