Меновая стоимость — внешняя форма проявления стоимости в сфере обмена, пропорция, в которой один товар обменивается на другой. Определяется количеством и качеством затраченного общественно необходимого рабочего времени на создание товаров (т. е. их стоимости), а также соотношением спроса и предложения на тот или иной товар. Поскольку М. в. является формой проявления стоимости, то в ней и выражаются производственные отношения между людьми (фирмами, акционерными компаниями, объединениями, наемными работниками и собственниками средств производства и т.д.) в процессе обмена товаров. В Г. в. находит внешнюю форму своего проявления общественный характер производства, абстрактная работа. Кстати, сейчас в странах бывшего Союза товар обменивается на товар только при бартерной торговли, усиление роли которой свидетельствует о росте экономического значения М. в. Вместе с тем в развитых странах Запада происходит подрыв товарного производства, постепенно снижается роль товарных форм связи и усиливается значение внерыночных (система предварительных заказов, контрактов, субподрядов и т. п). Это означает, что общественный характер труда, воплощенного в товаре, проявляется не только на стадии обмена, а уже на производственной стадии, в процессе предварительной калькуляции отдельных стоимостных показателей изделий, объем которых устанавливается заранее. Соответственно снижается роль М. в. в сфере обмена.