СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ БАГАТОЦИФРОВИХ ЧИСЕЛ

Урок 54. ДИАГРАММЫ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА НАХОЖДЕНИЕ РАЗНИЦЫ

Цель: ознакомить учащихся со столбчатыми диаграммами, их назначением; формировать умения читать диаграммы, переводить информацию, заданную в форме диаграммы, в табличную форму и наоборот; совершенствовать навыки устных вычислений; развивать мышление; воспитывать интерес к предмету.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. КОНТРОЛЬ, КОРРЕКЦИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

1. Проверка домашнего задания

2. Устные вычисления

Игра «Цепочка»

Множитель 16, множитель 4, найти произведение; это первое слагаемое, второй 830, найти сумму, увеличить ее на 6; полученное число — делимое, делитель 2, найти долю; уменьшить на 50; уменьшить в 100 раз; увеличить на 16; увеличить в 30 раз; увеличить на 400; найти половину полученного числа; найти пятую часть; то, что вышло, составляет третью часть числа. Чему равно это число?

Ответы: 64; 894; 900; 450; 400; 4; 20; 600; 1000; 500; 100; 300.

3. Математический диктант

— Запишите ответы.

• Сколько часов в 1/2 суток?

• Автомобиль проехал 180 км за 3 часа. С какой скоростью двигался автомобиль?

• Найдите число, если 1/6 его равна 800.

• На сколько 1 м больше, чем 1 см?

• Чему равен периметр прямоугольника, стороны которого 6 дм и 8 дм?

• Неизвестное число в 7 раз больше числа 120. Чему равно неизвестное число?

• Сколько килограммов у 14 т?

• Скорость ветра 3 м/сек. Какое расстояние пролетит воздушный шарик за 4 с?

• От которого п’ятицифрового числа нужно вычесть единицу, чтобы получить четырехзначное число?

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

IV. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

— Что такое диаграмма?

Диаграмма — это чертеж или схема, которая показывает соотношения между различными величинами.

V. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1. Объяснение учителя

— Существуют различные виды диаграмм: круговые, линейные, столбчатые. Для изображения чисел (значений величин) на диаграммах задают масштаб, используя который и строят диаграммы. Сегодня мы ознакомимся со стовпчастою диаграммой. (Учитель демонстрирует диаграмму на экране.)

На гистограмме представлена численность в некоторых регионах земного шара вместе с прогнозом до 2100 года (в миллионах человек).

• В каком регионе численность населения в 2000 году была наибольшей и какова она? (Китай, 1400 млн человек)

• Каким будет население Китая по прогнозу к 2100 году? (1500 млн человек)

• В каком регионе рост населения будет наибольшим? (В Африке)

• Какой будет численность населения в этих регионах по прогнозу в 2100 год?

2. Работа по учебнику

Задача 482

Учащиеся знакомятся с теоретическим материалом, с алгоритмом построения столбчатой и линейной диаграмм.

3. Практическая работа ел группах)

Задача 483

Первая группа учащихся строит линейную диаграмму, а вторая — в виде гистограммы.

VI. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Задача 485. Коллективная работа над выражениями

1. Физкультминутка

2. Решение задач

Задача 484 (фронтальная работа)

Ученики читают условие задачи по учебнику, коллективно составляют краткое описание. Составляют план решения задачи. Один ученик комментирует решение задачи у доски.

1) 78 500 — 6000 = 72 500 (м) — за вторую час;

2) 78 500 + 72 500 = 151 000 (м) — за первую и вторую вместе час;

3) 230 000 — 151 000 = 79 000 (м) — за третий час.

Задание 486 (самостоятельно с последующей взаимопроверкой в парах)

Сильные учащиеся решают задачу выражением.

1) 24 ∙ 8 = 192 (ц) — вывезли;

2) 192 + 215 = 407 (ц) — осталось;

3) 407 + 192 = 599 (ц)

24 ∙ 8 + 215 + 192 = 599 (ц)

4. Банк математических интересностей «Задачи для любознательных»

Задание 487 (с комментированием)

а ∙ (b — 8) = а ∙ b — а ∙ 8 = 240 — 20 ∙ 8 = 80

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Задача 488; 489 (с. 78).

VIII. ИТОГ УРОКА

— Что нового узнали на уроке?

— Какие задания показались сложными?

— Какими будут ваши пожелания на следующий урок?