7 КЛАСС

 

Тема 1. Образное содержание музыки

Урок 4

Тема урока. Определяющие стороны мелодии. Работа над песней «Улыбайтесь». Слушание музыки. Ф. Лист. Рапсодия № 2

 

Цель урока: закреплять представление детей о развивать вокально-хоровые навыки, артикуляцию, дикцию детей; воспитывать интерес к музыке.

Оборудование: нотный текст песни, магнитофон, аудио-записи музыкальных произведений, портрет Ф. Листа.

Ход урока

I. Организация класса к уроку.

1. Музыкальное приветствие.

2. Объявление темы урока.

 

II. Распевки.

 

 

1. Пение на длинных звуках (а, о, у).

2. Пение упражнений для развития правильного и протяжного дыхания.

 

III. Сольфеджування упражнения.

Взгляните на упражнение. Вашим заданием будет: определить все элементы музыкального языка, которые характеризуют эту мелодию. Итак, упражнение написана в тональности ре минор, потому что при ключе стоит си бемоль, размер две четвертных. Состоит она из четырех фраз и двух предложений. Выполним сначала сольфеджуючи i И II фразы, И предложения, ІІ предложения.

(Желающих опитую и оцениваю).

 

image182

 

IV. Работа над песней (продолжение).

Обращаю внимание на слаженное легкое звучание. Работаю над характером исполнения песни — весело, бодро, радостно.

(Желающих опитую на оценку).

 

V. Слушание музыки.

Все средства музыкальной выразительности должны быть между собой согласованы. Если произведение будет печальный, но будет выполняться в быстром темпе, на форте, то это будет хаотичная музыка, она не будет восприниматься нашим сознанием. Поэтому между элементами музыкального языка: ритмом, темпом, мелодией должна быть согласованность, такая, как во „Второй рапсодии” венгерского композитора Ференца Листа.

Ференц Лист родился в 1811 году в мажущуюся венгерского князя, где его отец был придворным музыкантом. Рано он покинул родину, чтобы получить музыкальное образование в Вене, Париже, где он занимался и концертной деятельностью и он получил признание как пианист — виртуоз. Хотя Лист долго находился в Европе, однако никогда не забывал о родине и сделал музыку Венгрии достижением мирового искусства. В своих „Венгерских рапсодиях” ввел ритмы народных песен и танцев, одну из которых мы сейчас послушаем.

Рапсодия — это произведение произвольной построения, основу которой составляют несколько народных мелодий.

За построением рапсодию можно разделить на два контрастных раздела — медленный и быстрый. И раздел — это импровизационная построение, а II раздел — вариативная.

2. Сейчас вы послушаете Вторую рапсодию и дадите ответы на вопросы:

— Сколько музыкальных тем в рапсодии?

— Что напоминает вступление?

(Дети слушают произведение).

3. Характеристика прослушанного.

Музыка И раздела романтическая, возвышенная, а второго — эмоциональная, динамических, ибо состоит из мелодий в ритме венгерских танцев — чардашів. Начинается рапсодия жалобным речитативом, что напоминает рассказ певца о историческое прошлое.

4. Повторное слушание.

 

VI. Итог урока.